Работа буксует из-за того, что в Севастополе не налажена система электронного документооборота между гостиничным бизнесом и ФМС. Документы на каждого постояльца отправляют по почте или непосредственно приносят в отдел УФМС, а это занимает время. Для сравнения, в Республике Крым документы можно также подавать в многофункциональных центрах (МФЦ), ФГУП "Паспортно-визовая служба", а также отправлять в электронном виде.
- В электронном формате в 2015 году ни одна гостиница Севастополя не работала. Вместо этого их представители стояли в очередях, - рассказал начальник УФМС России по Республике Крым и Севастополю Петр Ярош. - В итоге на миграционный учет в городе поставлено около 40 тысяч человек, хотя отдыхающих было гораздо больше. В Республике Крым работа уже налажена на 80 процентов, а в Севастополе проблема.
По словам начальника отдела миграционного контроля УФМС Крыма и Севастополя Павла Коваля, все гостиницы, пансионаты и кемпинги обязаны ставить иностранцев на миграционный учет, а российских граждан - на регистрационный. Документы надо отправить в ФМС в течение суток после заезда, а затем снять с учета после выезда. Электронный формат заметно упрощает эту процедуру.
В Республике Крым к онлайн-системе регистрации уже подключены 270 отелей, в 2015 году на учет таким образом были поставлены 100 тысяч россиян и 8 тысяч иностранцев. Есть даже сертифицированные организации, предоставляющие эту услугу: отели заключают с ними соглашение, и их сотрудники могут отправляют в ФМС информацию, не отходя от стойки reception.
- За прошлый год в Республике Крым на гостиничный бизнес наложено штрафов на 27 миллионов рублей, - сообщил Петр Ярош. - В Севастополе таких жестких штрафных санкций не было: думали, что гостиницы по доброй воле войдут в поле российского законодательства.
В одном из отелей Севастополя корреспонденту "РГ" сказали, что регистрируют гостей в ФМС, однако цифры за прошлый сезон назвать не смогли.
- К нам заселяется много жителей Крыма и Севастополя на выходные, не будем же мы все их данные отправлять в ФМС? - сообщила администратор. - Если человеку нужна регистрация, мы ему поможем. ФМС проверки у нас пока не проводила.
Иначе обстоит ситуация в государственных пансионатах - там уже наладили взаимодействие с ФМС, однако работа с документами потребовала дополнительного времени и ресурсов. Электронный документооборот в некоторых домах отдыха не могут ввести из-за отсутствия доступа к Интернету.
- С первого дня работы в российском правовом поле мы ввели должности паспортистов в каждом пансионате, - сообщил "РГ" директор ГУП "Пансионаты Севастополя" Анатолий Жежерун. - По приезде человек регистрировался, а копии его паспорта и все данные отправлялись в ФМС. Рабочий день у паспортистов был ненормированный, и в дни массовых заездов им приходилось сидеть допоздна, так как бумажной работы очень много. Электронная система, возможно, для кого-то упростит эту процедуру, но не в бухте Ласпи - там нет Интернета. Пока паспортисты сами отвозят документы в ФМС на нашем автомобиле.
В 2015 году в "Пансионатах Севастополя" отдохнули 9234 человека, в том числе 194 иностранца, в основном граждане Украины, а также по нескольку человек из Германии, Молдавии, Италии, США, Канады, Белоруссии.
- Всех гостей регистрировали в обязательном порядке, так как у ФМС большие штрафные санкции, особенно за иностранцев, - отметил Жежерун. - Это касается и 20 работников-украинцев, которых мы привлекали в летний сезон. Мы помогли им получить патенты, потому что с этим шутить нельзя - штрафы очень серьезные.
Глава УФМС по Крыму и Севастополю считает, что местные власти должны оказать поддержку курортному бизнесу в организации постановки постояльцев на учет, чтобы избежать штрафов.
- Местные органы власти должны обеспечить туристическому бизнесу нормальный доступ в систему регистрации, - отметил Петр Ярош. - В Республике Крым этим занималось министерство курортов и туризма. Правительство может либо само получить лицензию на защищенные каналы связи, либо приглашать фирмы с лицензиями с материковой части России. Севастополь отстал в данной сфере, но мы проработаем этот вопрос с органами власти. Кроме того, ФМС разрабатывает собственную программу постановки на учет, которая позволит напрямую заключать соглашения с гостиницами, минуя посредников.
Кстати
Гостиницы обязаны ставить на учет всех своих постояльцев, включая жителей Севастополя и Республики Крым. За неисполнение этой нормы закона предусмотрены серьезные штрафы. За каждого незарегистрированного иностранца юридическим лицам придется заплатить от 400 до 500 тысяч рублей (статья 18.9. КоАП РФ), за россиянина - от 250 до 750 тысяч рублей (статья 19.15.2 КоАП РФ). Штрафы для должностных лиц - 25-50 тысяч рублей.