Новости

В Орле ввели льготы на все виды общественного транспорта и пообещали улучшить качество обслуживания
Льготникам приходится подолгу ждать муниципального "социального" автобуса. Фото: Игорь Филонов/ РГ
Льготникам приходится подолгу ждать муниципального "социального" автобуса. Фото:
"Широкий жест" горадминистрации не случаен. В городе едва не вспыхнул конфликт льготников с чиновниками. Причиной стало пусть и запланированное, но все же оказавшееся неожиданным повышение тарифа на проезд.

Набили цену

В отличие от многих городов в Орле плату за поездки повышают не ежегодно. Вот и в прошлом году депутаты горсовета, а именно они обладают правом повышать тариф, отказались увеличивать стоимость билета. Хотя транспортники просили их об этом. Вероятно, роль сыграли выборы - горсовет сменил свой состав в прошлом сентябре. Многие желали сохранить за собой мандат, а повышение цен, как известно, мера непопулярная. У нового депутатского корпуса пока подобных сдерживающих факторов нет. Возможно, поэтому достаточно легко подавляющим большинством голосов тариф подняли сразу на 33 процента - с 12 до 16 рублей. К тому же теперь он будет единым вне зависимости от времени суток.

Предыдущие три с половиной года в Орле действовали дневные и ночные цены - 12 и 15 рублей соответственно. Это вызывало немало критики, так как по ночам общественный транспорт не работает. "Ночной" тариф начинал действовать в 20.00. Частные же маршрутки завершают работу в 22.00. И только муниципальный электротранспорт "заглядывает" чуть за полночь. Словом, тариф вернули к единому формату, что многими приветствовалось. Но вот резкого повышения горожане не поняли и не приняли.

Пенсионеры создали инициативную группу и начали сбор подписей против уже принятого решения. На одном из общественных всероссийских порталов появился текст петиции, за несколько дней под ним подписались свыше четырех тысяч человек. Область тут же отреагировала - департаменту финансового контроля поручили проверить экономическую обоснованность нового тарифа. Когда проверка закончится и к чему приведет, неизвестно. Город же отреагировал расширением льгот и обещанием улучшить качество перевозок.

Касается всех

По словам директора МУП "Трамвайно-троллейбусное предприятие" Александра Коровина, без повышения тарифа не выжить. Так, зарплата в МУП не менялась уже пять лет. Вряд ли повысят ее и после роста тарифа. Логика очевидна. Цены на запчасти, ГСМ и энергоресурсы растут постоянно, а плата за проезд - нет. Себестоимость поездки увеличивается, рентабельность падает. Так и до банкротства недалеко. К слову, в МУП "ТТП" трудятся более 1,1 тысячи человек, которые могут остаться без работы.

- Рост тарифов идет в целом по стране, и никто пока этот процесс остановить не может, - говорит Александр Коровин. - Но получается, что мы остались в стороне. Если бы тариф на проезд ежегодно поднимали на 7-8 процентов, сейчас не пришлось бы поднимать его на 33. А теперь вопрос стоит так: будет ли вообще муниципальный транспорт в Орле?..

Льготников это волнует особенно, и вот почему. Уже несколько лет со скидкой они приобретают социальные проездные. С прошлого года билеты стали электронными. Казалось бы, сплошное удобство. Однако борьба за пассажира идет нешуточная, и льготник в ней - цель привлекательная.

Около четырех лет назад в Орле провели конкурс перевозчиков, попытавшись узаконить частные маршрутки и установить за ними контроль. С победителями заключили договоры. Тогда же власти утвердили реестр социальных маршрутов. На них должны перевозить пассажиров по льготным проездным. Однако лишь муниципальные предприятия выполняют требование. Частники не раз высаживали льготников из салона или заставляли платить по полному тарифу. Наказанных - единицы. Да и наказание не страшит: максимум - штраф в три тысячи рублей, что сопоставимо с дневной выручкой.

Льготникам приходится подолгу ожидать на остановке, пока не подойдет муниципальный "социальный автобус". Это еще одна причина, по которой рост тарифа вызвал бурю негодования. В ответ городские власти объявили о том, что отныне все маршруты станут социальными. Частников обяжут принимать к оплате льготные проездные. Выпадающие доходы обещают компенсировать из казны. Условие пропишут в договорах, которые заключат с победителями стартовавшего в начале февраля конкурса перевозчиков.

Причиной стало пусть и запланированное, но все же оказавшееся неожиданным повышение тарифа на проезд

- Если кто-то попытается уклониться от такого обязательства, договор с ним будет расторгнут незамедлительно, - пообещал глава администрации Орла Андрей Усиков. - За нарушение других условий предусмотрим штрафные санкции и пени, что заставит перевозчиков тщательно следить за качеством обслуживания. Кстати, схемы движения на маршрутах и их количество будут оптимизированы.

По его словам, маршрутную сеть изменят по рекомендации ученых из Госуниверситета-УНПК. В прошлом году они исследовали пассажиропоток. Власти уверяют, что из реестра уже исключены дублирующие друг друга маршруты, а интервал движения автобусов ограничат 7-10 минутами. Раньше кое-где он достигал и получаса. Кроме того, "муниципалов" и "частников" предельно разведут по разным дорогам, чтобы не сражались за пассажира.

В мэрии считают, что тариф можно было бы и не повышать столь резко, если бы заполняемость трамваев и троллейбусов была повыше. Пользуются ими в основном льготники. Последние, кстати, локальную победу одержали. Стоимость проездных билетов, включая социальные, все-таки осталась прежней. Подорожал только разовый проезд.

По правилам и без

Конкурс перевозчиков пройдет по новым правилам. Штрафные санкции предусмотрят за то, на что раньше внимания не обращали. Например, за обидные наклейки в салоне, за хамство водителя, курение за рулем. В муниципалитете уверяют, что с успехом жаловаться теперь можно будет и на песни, которые слушает водитель в дороге. Если, конечно, они содержат оскорбления, ненормативную лексику или включены в списки запрещенных материалов.

- Аукцион пройдет на понижение цены, вплоть до того, что перевозчики заплатят деньги в бюджет за право обслуживания маршрута, - рассказал председатель комитета транспорта и связи Вадим Ничипоров. - Если договор из-за нарушений будет расторгнут раньше времени, деньги перевозчику не вернут. Это вынудит его тщательнее подбирать водителей и следить за соблюдением расписания и других требований.

Власти ожидают сокращения количества жалоб на перевозчиков. Хотя в это верится с трудом. Сменить в одночасье если не сотни, то десятки водителей-хамов вряд ли удастся. Нет и гарантии того, что с улиц исчезнут нелегальные маршрутки. Это большая проблема - ежедневно в рейсы выходит до двухсот автобусов, владельцы которых и в конкурсах не участвовали, и договоры не заключали. Работают сами по себе.

Они, конечно, социальные проездные принимать не будут. И внимательнее и вежливее не станут. Кстати, сейчас нелегалами с полным правом можно назвать всех городских перевозчиков. Срок действия договоров, заключенных с победителями последнего на данный момент конкурса, истек в июле прошлого года. По закону перевозчики тут же утратили право выходить на маршруты. Но работать не перестали. Прокуратура потребовала от мэрии провести новый конкурс, но та отказалась. Спор пришлось решать в суде. Иск надзорного ведомства был удовлетворен, бездействие горадминистрации признали незаконным. Так что теперь, организуя конкурс, мэрия всего лишь исполняет решение суда.

Тем временем

По данным администрации Орла, после проведения конкурса городской реестр маршрутов будет сокращен с 49 до 29. Количество автобусов планируется сократить с 387 до 262. Специалисты считают такое количество оптимальным. Преимущество в конкурсе получат перевозчики, владеющие автобусами большой вместимости. При помощи аукциона власти планируют убрать с улиц маломестные маршрутки, заменив их транспортом с числом посадочных мест до 60. За счет этого при сокращении автопарка сохранится прежняя вместимость, способная удовлетворить существующий пассажиропоток.