10.03.2016 19:49
    Поделиться

    Мастера-любители СЗФО превратили хендмейд в прибыльный бизнес

    Предприимчивые северяне нашли свое место на рынке и получают прибыль. Источником дополнительного заработка для многих стал хендмейд. Если верить статистике "Яндекса", в поисковике пользователи вводят около 150 тысяч запросов со словами "ручная работа" в месяц. И все это потенциальные клиенты. Северяне вышли к потребителям с оригинальной продукцией и не прогадали.

    Рукодельница Лидия Большунова из поселка Лопарская Мурманской области шьет чехлы для мобильных телефонов из рыбьей кожи. Сырье приносят рыбаки и отдают бесплатно. В работу саамская мастерица берет шкуры семги, щуки и налима.

    - Эти куски рыбы принесли мне сегодня, - показывает бросовое сырье мастерица. - Я обезжириваю и выстирываю шкуру. Потом начинаю крутить, и чешуя отпадает. Ножом снимать ее нельзя, потому что могут появиться дефекты. Все делаю руками, - открывает секреты древней технологии Лидия. - Крашу корой северных деревьев. На подготовку уходит примерно неделя.

    Готовый материал прочный и не изнашивается десятилетиями. Из него можно творить чудеса, а точнее, дорогостоящие изделия: ремни, сумки, чехлы, футляры. И все эксклюзивные. Стоимость изделий от двух до десяти тысяч.

    Так рукоделие для коренной северянки стало способом выживать.

    - Умения и навыки, которые в саамских семьях передают из поколения в поколение, пригодились еще в 1990-х, когда зарплату не видели по полгода, - вспомнила Лидия Большунова.

    А вот юная жительница Мурманска Вера Форофонтова стала известной как местная ворожея. Ее комната похожа на кабинет алхимика. От пола до потолка - сотни склянок и коробочек, наполненных маслами, эфирами, экстрактами. Она сама себе косметолог! На дому создает тоники, шампуни и прочие штучки для ублажения девичьих слабостей.

    Тонкому искусству обучалась в Петербурге и теперь балует себя и подруг авторскими кремами. А началось все с мыловарения. Пять лет назад им увлеклась мама Веры Евгения Солупаева. В знаниях дочь давно обошла наставницу, но Евгения этим гордится.

    - Она может день и больше сидеть и колдовать, составлять, потому что там свои тонкости, хитрости, какой процент, что с чем сочетается, не сочетается, - говорит Евгения.

    Вторая ее дочь, Надежда, тоже рукодельница. Хобби стало для всех троих настоящим бизнесом, потому как объемы производимой продукции (мыло, косметика, выпечка из имбирного теста, сувениры из бумаги и ткани) стали исчисляться сотнями штук. А мастерская вышла за рамки одной комнаты. Под домашнюю фабрику пришлось отдать всю квартиру и решать жилищный вопрос. Интерес к продукции стал настолько большим, что авторам ручной работы предложили постоянное место в одном из самых крупных торговых центров. Кроме ярмарочной лавочки, девушки освоили пространство торгового центра для проведения бесплатных мастер-классов.

    - Мы занимаемся любимым делом и можем не ходить на штатную работу, - с улыбкой констатируют рукодельницы.

    - Тем не менее работаем в мастерской по графику. Все строго. У нас тоже есть план по выработке продукции. Наша организация стала очень напоминать фабрику в миниатюре, - уточняет Евгения.

    Зарабатывают рукодельницы и на таких неожиданных решениях, как торт для новорожденных. Например, мурманчанка Татьяна Богданова активно предлагает сооружения из подгузников и полотенец в качестве подарка малышам. Его оформляют детской одеждой, игрушками или любыми необходимыми мелочами для ухода за малышами. Виртуозы могут соорудить из обычных средств гигиены детские игрушки. Цена зависит не только от сложности экспозиции, но и от количества подгузников, стоимости аксессуаров и элементов декора и может варьироваться от нескольких тысяч рублей до 15 тысяч. Как правило, ручная работа в различных своих проявлениях требует специфических навыков, именно поэтому успешных предпринимателей-рукодельниц не так много.

    - Проблема нашего времени - это массовое производство, стандартные товары, а людям хочется выделяться. В то же время уровень доходов населения вырос, базовые потребности закрыты. Как бы мы ни жаловались на рост цен, мы имеем не одну пару обуви и не два вида хлеба. Теперь нам важно выбирать. Хендмейд своего рода отдушина для современного потребителя: товар оригинальный, цены средние, - объясняет заведующий кафедрой экономики мурманского филиала РАНХиГС Алексей Немыкин.

    По его мнению, человеку, который занимается рукоделием, выйти в предприниматели достаточно рискованно, ведь спрос на хендмейд нестабильный. Продажи ручной работы зависят от рынка сбыта, а цена не от себестоимости, а от качества покупателя. Тем не менее известно много историй успеха, когда ручная работа после наращивания объемов стала востребованным производством.

    - Но лишь 20 процентов населения имеет предпринимательский талант и лишь пять из ста будут успешными бизнесменами, - делает сноску Немыкин.

    Поделиться