10.03.2016 11:38
    Поделиться

    Депутат Госдумы обвинил энергетиков Поволжья во вредительстве

    Кто лишает Волгу жизни?
    Депутат Госдумы от Астраханской области Леонид Огуль обратился к премьер-министру Дмитрию Медведеву с просьбой взять под личный контроль ситуацию с паводком на Нижней Волге. По его словам, волжская ГЭС зимой сбрасывает слишком много воды. В результате ее уровень в акватории становится к весне критично низким. Нерест рыбы проходит плохо, и некоторые ценные породы (например, популяции четырех вида осетровых в дельте Волги) оказались на грани вымирания.

    "Высокие зимние сбросы воды, повторяющиеся из года в год, служат только интересам энергетиков, потому что в зимнее время увеличивается потребление электроэнергии, а соответственно, и их прибыль. Столь нужная весной для нереста вода зимой просто вылетает в трубу, - пишет Огуль. - Система Волжских водохранилищ утеряла свою регулирующую функцию. А ведь половодье для Нижней Волги - это не только рыба, это залог сохранности уникальной природы Волго-Каспия".

    Обращение вызвало широкий общественный резонанс и горячие дискуссии в экспертной среде. Опрошенные "РГ" ученые, рыбаки, аграрии и чиновники подтверждают: экологическая ситуация на Волге близка к критической. Правда, они расходятся в оценках причины. По мнению некоторых, обвинять только энергетиков - это популизм, поскольку корни проблемы нужно искать в климатических изменениях и в проблеме экологического состояния водоемов.

    Депутат считает, что решения о сбросах воды с плотин Волжских ГЭС должны приниматься коллегиально межведомственной оперативной группой на основании прогнозов приточности Росгидромета в интересах судоходства, жизнеобеспечения водой населения, сельского и рыбного хозяйства.

    Но энергетики парируют: в расчетах и так используются данные Гидромета. По оценкам этого ведомства, запасы воды в снежном покрове в Волжско-Камском бассейне зимой 2015-2016 года составлял 113 процентов от нормы (в частности, в бассейне Волгоградского водохранилища - 138 процентов нормы). Суммарный приток воды в водохранилища Волжско-Камского каскада в январе составил 176 процентов от нормы, в феврале - около 153 процентов. Мол, о недостатке воды и речи нет.

    Как пояснили в пресс-службе Волжской ГЭС, до 10 марта средние сбросные расходы воды через Волгоградский гидроузел составляли 6800-7000 метров в секунду. Такой объем как раз рекомендовали эксперты межведомственной рабочей группы по регулированию режима работы водохранилищ Волжско-Камского каскада. Этот режим работы Волжской ГЭС установлен с 11 февраля на время половодья Федеральным агентством водных ресурсов.

    Тем не менее местные рыбаки считают, что из-за стремления получить прибыль бизнес сознательно нарушает экологический баланс, что в результате ведет к сокращению численности рыбы.

    - Я не специалист, но, по моему мнению, именно вмешательство человека провоцирует ее массовую гибель. Причем практически каждый год ситуация ухудшается, - рассказывает рыбак Сергей Орех. - По сравнению даже с началом 2000-х годов это земля и небо. Рыбе нужны максимально комфортные условия. Но там, где правят большие деньги, нет места заботе об экологии.

    Проблема маловодья характерна для всей европейской части России, уверяют экологи. В конце прошлого года "РГ" уже рассказывала о катастрофическом падении уровня воды в Цимлянском водохранилище. Обмеление сказывается и на Цимлянской ГЭС. Сейчас она имеет среднегодовую выработку электроэнергии 620-630 миллионов киловатт-часов, но, по расчетам энергетиков, этот показатель будет снижаться.

    - И Цимлянское водохранилище, и вся волжская система почти на 90 процентов пополняется за счет стока талых вод весеннего половодья, - говорит министр природных ресурсов и экологии Ростовской области Геннадий Урбан. По его словам, принимать какие-то меры можно и нужно (например, чистить водоемы от ила), но глобально это проблему не решит.

    - Если нет осадков, то ни за какие деньги поднять уровень воды не получится, - соглашается представитель администрации Астраханской области, пожелавший остаться неназванным. - Но тут примечательно даже не это. В январе 2016 года Леонид Огуль направил губернатору Астраханской области официальное обращение, в котором писал о возможном росте стоимости электроэнергии для жителей ЮФО. То есть он, с одной стороны, беспокоится о дефиците электроэнергии, с другой - требует сократить ее производство. Где логика?

    Проблема низкой воды существует, признают все стороны. Но, по словам некоторых экспертов, критическая точка уже была пройдена. Для юга характерны циклы большой и малой воды, которые сменяют друг друга каждые семь-восемь лет, отмечают в минсельхозпроде Ростовской области. Якобы в прошлом году закончился цикл "малой" и с 2016 года водоемы уже начнут набирать воду.

    Какова будет реакция федеральных властей на обращение депутата, покажет время. Но хорошо уже то, что проблема названа и активно обсуждается в экспертной среде, считают экологи. Возможно, понадобятся дополнительные консультации и исследования. Скоропалительных решений принимать в любом случае нельзя. Ведь именно "быстрые решения" и ошибки в расчетах при строительстве советских гидроэлектростанций привели к опустыниванию некоторых территорий юга и резкому сокращению численности осетровых в Волге.

    Прямая речь

    Александр Федоров, глава Ассоциации журналистов-экологов России, эксперт информационного центра ЮНЕП (Программа ООН по охране окружающей среды):

    - На юге России фундаментальные исследования уровня водоемов ведутся примерно с середины прошлого века. Они показывают, что изменения уровня цикличны, и мы до конца не можем понять их природу. Например, если говорить об уровне Каспийского моря, то есть прямая корреляция между ним и количеством осетровых. Как поведет себя Каспий дальше, неизвестно, наши научные знания пока не позволяют делать таких прогнозов. Если же мы говорим о сохранности уникальной фауны региона, то здесь, в первую очередь, нужно бороться с промышленным браконьерством, которое до сих пор остается на высоком уровне.

    Поделиться