10.03.2016 11:32
    Поделиться

    Розничный рынок юга России приготовился к глобальным изменениям

    Операторы розничного рынка ожидают в ближайшее время поправки к закону о торговле. По словам вице-президента ТПП Ростовской области Светланы Абдулазизовой, их уже анонсировали в Министерстве промышленности и торговли.

    В прошедшем году ситуация, сложившаяся на потребительском рынке Ростовской области, в целом соответствовала общероссийской: из-за снижения платежеспособности населения, роста цен и задолженности по зарплате сократились обороты розничной торговли. Но при этом логистическая и торговая инфраструктура развивалась довольно активно.

    - Реальная заработная плата снизилась на 10 процентов, и по итогам года мы вышли на 93,5 процента в розничной торговле в сравнении с 2014 годом. В целом в России ситуация несколько хуже: оборот розницы составил 90 процентов. Такая разница объясняется в том числе и тем, что на Дону все чаще стали открываться крупные торговые центры. В частности, открыты пять гипермаркетов "Магнит". Вместе с тем доля непродовольственных товаров, спрос на которые снизился, сократилась. Зато в сфере бытовых услуг отмечен рост 109,3 процента. Особенно востребованными оказались услуги химчисток и ремонт автотранспорта, - говорит начальник отдела экономического анализа и прогнозирования департамента потребительского рынка Ростовской области Лилия Гончарова.

    Как отмечают специалисты, пожалуй, самые любопытные тенденции на рынке брендовой одежды, обуви и аксессуаров. Цены на них увеличились более чем на четверть, что стало причиной увеличения рублевой выручки на фоне падения объема продаж. Это несколько поддерживает ретейлеров, ведь пока наблюдается рублевый рост, они могут выплачивать аренду и зарплату. Правда, из-за изменения валютного курса страдают импортные закупки, их объем снизился. Но в условиях общего падения продаж уже не требуется приобретать большие партии товара.

    - Ситуация непростая. Массовая скупка электроники во время резких валютных колебаний привела к тому, что россияне перестали тратить деньги на одежду. Полгода многие магазины простаивали без покупателей и им не хватало средств на новые закупки. Предприниматели старались брать недорогой товар небольшими партиями. Но несмотря на это, рублевые цены все равно выросли. А из-за товарного дефицита были отложены распродажи. И в то же время исследования показывают, что у россиян все еще имеются накопления в размере около 13 триллионов рублей. Теоретически, если люди захотят их потратить, этих сбережений хватит, чтобы розничная торговля продержалась примерно год, даже если все вокруг вдруг перестанут зарабатывать, - сообщила генеральный директор компании Y-Consulting Дарья Ядерная.

    По оценкам специалистов, больше всего в ретейле страдает самый большой, но и самый уязвимый в кризисный период средний ценовой сегмент, основными потребителями которого являются госслужащие, бюджетники и сотрудники госкомпаний. Эта категория оказалась наиболее закредитованной. У экс-клиентов среднего ценового сегмента вырабатывается две модели поведения: они либо покупают более дешевые вещи, либо в некоторых случаях предпочитают долго копить, чтобы приобрести брендовую вещь из высокого ценового сегмента.

    В сегментах премиум и люкс отмечено увеличение среднего чека, но сокращается частота посещений магазинов.

    - Если раньше в магазин заходили 1000 человек, а покупки совершали 100, то теперь заходят только 200 клиентов. Значит, чтобы удержать продажи на прежнем уровне, нужно приложить гораздо больше усилий, - поясняет Дарья Ядерная.

    Любопытно, что на ростовском рынке меняются отношения между арендодателем торговых площадей и арендаторами-продавцами, что, кстати, идет вразрез со столичным бизнесом. По словам экспертов, в Москве владельцев многих топовых торговых центров не интересует, какой бизнес-модели придерживается предприниматель-арендатор и каковы его перспективы, главное, чтобы он имел возможность оплатить месячную ставку.

    - Арендодатель не должен быть равнодушным, пассивным наблюдателем. Ведь порой он получает плату не с площади, а с дохода арендатора, а значит, тоже должен быть заинтересован в успешном развитии торговых точек на своей территории, - считает генеральный директор ростовского торгового комплекса "Горизонт" Дан Полонский.

    Еще одна интересная тенденция, выявленная специалистами, - усиление смежной конкуренции. Раньше бренды конкурировали в основном между собой, теперь за клиента идет борьба между представителями совершенно разных сегментов рынка. Например, если в торговой галерее, где расположен магазин одежды, находится кафе или SPA-салон, то они становятся прямыми конкурентами бутика, поскольку из-за ограниченного бюджета посетители ТЦ вынуждены выбирать, купить одежду или потратить деньги на косметические процедуры.

    Эксперты выявили также неожиданную и не связанную напрямую с кризисом причину сокращения продаж. Как оказалось, бренды ориентируются в основном на молодых клиентов. А покупателям в возрасте 45 - 50 лет им предложить нечего. Между тем именно у этой категории меньше финансовых обязательств. Они уже вырастили детей, расплатились по кредитам и, как правило, имеют больший доход, чем молодежь. Однако продвижение брендовой продукции нацелено на активную, но зачастую безденежную молодую аудиторию.

    Поделиться