Новости

Найден "спусковой крючок" страшной болезни
Ученые из МГУ вместе с коллегами из Института молекулярной биологии РАН и Лондонского королевского колледжа смогли разобраться в механизме развития болезни Альцгеймера. Возможно, они нашли "главного виновника" этого процесса. Результаты исследования опубликованы в журнале Scientific Reports.

- Болезнь Альцгеймера - широко распространенное заболевание центральной нервной системы, - говорит ведущий научный сотрудник факультета фундаментальной медицины МГУ Владимир Польшаков. - Оно приводит к утрате умственных способностей, и до настоящего времени считалось неизлечимым.

Эту болезнь во многих странах уже называют эпидемией. Риск развития недуга к 90 годам по разным оценкам доходит до 50 процентов. Однако теперь появилась возможность разработки лекарства, бьющего прямо в цель.

Как работает запускающий "Альцгеймера" механизм? Чаще всего ученые винят амилоиды, а точнее - бета-амилоидные пептиды. Это молекулярные белковые конструкции, которые в здоровом состоянии защищают нервные клетки мозга. Но иногда после завершения срока своей работы они не выводятся из организма, а становятся токсичными пептидами-"убийцами" и объединяются в опасные группы - агрегаты. О том, почему так происходит, было известно очень мало.

- Важную роль в запуске этих процессов играют ионы цинка, - говорит Владимир Польшаков. - Этот металл выполняет в мозге массу полезных и важных функций, но здесь был заподозрен во "вредительстве".

Чтобы подтвердить подозрения, специалисты изучили различные патогенные амилоиды, а точнее, их короткие участки, связанные с металлами. Было исследовано два патогена: "английский мутант", отличающийся от нормального пептида одной аминокислотной заменой, и изомеризованный бета-амилоидный пептид, связанный со старением - еще одним важным фактором развития болезни Альцгеймера.

Несмотря на все различия в процессах, протекающих с "английским мутантом" и изомеризованным пептидом, начальные стадии у них оказались одинаковыми. В обоих случаях "спусковой крючок" - две молекулы пептида, скрепленные ионом цинка.

Ученые надеются, что это открытие поможет создавать новые химические препараты, способные блокировать процесс развития болезни.

Подписка на первое полугодие 2017 года