10.03.2016 00:20

Ученые нашли уязвимое "звено" в механизме возникновения рака

Международная группа ученых провела исследование, поставившее точку на фатальном характере рака.

Найдено уязвимое "звено" в механизме возникновения болезни. Значит, есть надежда, что в ближайшее время диагноз "рак" перестанет быть смертельным. Медики научатся справляться не только с некоторыми разновидностями, но и с самыми злокачественными видами рака. Результаты исследования опубликованы в Science.

От рака нас защищает иммунная система: в норме она распознает раковые клетки и уничтожает их. Но если иммунитет перестает заниматься такой "чисткой", возникает опухоль. Понять, почему возникает "иммунный дефект" и как его избежать, ученые пытались много лет.

Известно, что с раковыми клетками "воюют" Т-лимфоциты, отличая их от здоровых клеток по особым химическим маркерам. Но беда в том, что опухолевые клетки часто меняют свой "химический профиль". В итоге раковые клетки в организме могут иметь такое многообразие, что иммунная система не в состоянии отследить и отсеять все опасное. Т-лимфоциты будут производиться по-прежнему, но их не будет хватать для надежной защиты.

Можно вырастить "в пробирке" нужное количество Т-лимфоцитов, ориентированных на нужные химические маркеры. Но изменчивость раковых клеток до сих пор резко снижала эффективность такого метода лечения.

И с этой сложностью, как следует из результатов исследования, ученым удалось справиться: открытие, достойное "нобелевки". Ученые смогли вычленить в больной клетке уникальную молекулярную структуру, которая остается неизменной при любых мутациях. Именно эта структура и становится "мишенью" для T-лимфоцитов. Причем вне зависимости от типа рака.

Ключевым остается вопрос, когда проверенный в лаборатории метод можно будет перенести в онкоклиники. Речь не о внедрении каких-то новых технологий и методик, поскольку совершенствуются уже имеющиеся. Но понадобятся клинические испытания, медоборудование, обучение врачей, наконец, широкое распространение нового способа лечения.