Обеспечение финансовой устойчивости пенсионной системы является приоритетным направлением деятельности Госфонда. Эта задача приобретает особую актуальность в нынешних непростых экономических условиях, когда пересматриваются сроки и масштабы инвестиционных проектов.
Правительство страны в рамках антикризисной программы предпринимает активные меры по сохранению достигнутых темпов прогресса в экономике, ищет новые резервы для развития строительства, туризма. При этом основной упор делается на частный сектор, где сосредоточен большой потенциал для модернизации.
Создание фермерского хозяйства, запуск того или иного производственного комплекса помимо выпуска дополнительной продукции означают и открытие новых рабочих мест. А это в свою очередь предусматривает увеличение числа участников системы обязательного социального страхования. Кстати, в прошлом году поступления по обязательным социальным взносам составили 1805,7 млн. манатов. Более 64% этой суммы приходится на долю внебюджетного сектора.
Взносы по соцстрахованию служат основным источником формирования бюджета ГФСЗ. Определенную роль в этом играют и трансферы из госбюджета. Однако для снижения зависимости от общей копилки страны Фонд уделяет особое внимание реформированию системы, применению дополнительных инструментов для повышения эффективности социальной защиты пенсионеров.
На состоявшемся на днях в Баку под эгидой Caspian European Club бизнес-форуме была широко обсуждена ситуация в пенсионной сфере Азербайджана, выдвинуты конкретные предложения по ее модернизации.
Как заявил на форуме председатель ГФСЗ Эльман Мехтиев, на фоне глобальных вызовов пенсионно-страховая система страны должна быть в состоянии быстро адаптироваться к меняющимся внешним факторам, и в этой связи необходимо обеспечить решение двух стратегических задач. Первая из них заключается в обеспечении долгосрочной финансовой устойчивости системы, вторая - в обеспечении гарантированного адекватного дохода пенсионеров.
По словам главы ГФСЗ, формирование в Азербайджане новой пенсионной модели, опирающейся на реальные накопления, стало одним из важных направлений реформ. Данный шаг направлен на активизацию компонента добровольной накопительной части пенсий и развитие негосударственных пенсионных учреждений, что позволит сформировать механизм для дополнительного пенсионного обеспечения граждан.
Госфонд совместно с международными экспертами подготовил два законопроекта в области внедрения добровольного пенсионного страхования. Один из них предусматривает внедрение реального накопительного компонента в государственной пенсионно-страховой системе, второй документ затрагивает вопросы организации деятельности частных пенсионных фондов.
В законопроектах нашли отражение вопросы создания механизма сбора добровольных взносов социального страхования, ведения учета доходов от оборота поступивших средств.
"Законопроекты регламентируют требования к управляющим компаниям, устанавливают инвестиционные правила и порядок организации деятельности негосударственных пенсионных фондов. Они расписывают адекватные и эффективные механизмы гарантирования выполнения обязательств со стороны этих институтов. Кроме того, предусматривается применение ряда дополнительных механизмов стимулирования добровольного страхования", - отметил Мехтиев.
По его словам, формирование накопительных пенсионных планов, являющихся новым рыночным инструментом в экономических отношениях, преследует три цели.
Первая - сохранение устойчивой ликвидности для участников финансового рынка (частные фонды или банки) и формирование экономической среды, позволяющей получить доступ к "длинным деньгам". Второе - доведение до граждан прямого результата от управления доходами в виде пенсий. Третье - повышение коэффициента восполнения и финансовой устойчивости пенсионной системы, считающейся долгосрочным преимуществом для страны.