На повестке стоят три ключевых вопроса сирийского урегулирования: формирование инклюзивного (с участием широкого спектра политических сил) правительства, подготовка новой конституции и проведение всеобщих парламентских и президентских выборов под наблюдением ООН. Впрочем, иллюзий по поводу их быстрого решения у международных посредников нет. "Надеюсь, что на первом этапе мы достигнем прогресса хотя бы по первому вопросу, независимо от того, выльются эти договоренности в документ на бумаге или нет", - откровенно признал де Мистура.
С откровенным заявлением выступил и его предшественник Лахдар Брахими, на глазах у которого конфликт в республике набирал обороты. Дипломат заявил в интервью телеканалу "Аль-Джазира", что вооруженное противостояние могло бы закончиться еще четыре года назад, если бы на Западе "чаще прислушивались к русским". "У России тогда был более реалистичный подход к ситуации, чем почти у всех остальных", - признал Брахими, положительно оценив перемирие в Сирии, которое с переменным успехом действует с 27 февраля.
Как подчеркнул Стаффан де Мистура, альтернативы мирному решению сирийского кризиса не существует, опровергнув наличие некоего плана "Б", о котором говорят в Вашингтоне. Накануне старта переговоров появилась еще одна утечка". Агентство Reuters сообщило со ссылкой на дипломатический источник в Совбезе ООН, что международные посредники обсуждают возможность федерализации Сирии. Якобы идея, поддержанная в том числе Россией, уже представлена де Мистуре. В Москве подобные сообщения опровергли. "Это полная чушь. Мы такие идеи не озвучиваем, их должны озвучивать сами сирийцы и между собой договариваться", - прокомментировал эти слухи замминистра иностранных дел РФ Михаил Богданов.
Кто именно будет договариваться между собой - еще один принципиальный вопрос. Ожидается, что в Женеве пройдут консультации между тремя делегациями - правительства Сирии, Высшего комитета по переговорам (представительства оппозиционных сил, сформированного на конференции в Эр-Рияде) и светской демократической оппозиции, в которую вошли участники "московской" и "каирской" групп. Возникают серьезные сомнения, что разрозненные оппозиционные движения смогут выступить с единых позиций. Тем более что Высший комитет возглавил член группировки "Джейш аль-Ислам", которую в Москве признают террористической. Ее первым требованием, озвученным в Женеве, стало формирование переходного органа без участия президента Сирии Башара Асада. "От требований немедленной отставки Асада придется отказаться", - заявил постпред РФ при отделении ООН в Женеве Алексей Бородавкин. Он также напомнил, что российская сторона настаивает на подключении к политическому процессу сирийских курдов, чему активно сопротивляется Анкара. "Мы требуем, чтобы курды были представлены на переговорах. Мы говорим и ооновцам, и американским коллегам, что это шантаж со стороны Турции. Это абсолютно недопустимо", - подчеркнул Бородавкин.