Проблемы банковского сектора коснулись сыроделов Москвы

Системообразующие проблемы российской экономики в первую очередь затронули госкорпорации и банковский сектор, где идет масштабный процесс реформирования.

Правительство готовит приватизацию государственных активов, глава ФАС говорит о пределе насыщения экономики государственной собственностью, ЦБ вводит новые, более жесткие правила игры. Затронут ли новшества те государственные банки и финансовые корпорации, чья деятельность приводит порой к негативным результатам. Так, Внешэкономбанку, судя по всему, помимо уже произошедшей смены руководства, предстоит разбираться и с проблемными "дочками": Связь-Банком и банком "Глобэкс". В частности, предстоит выяснить, почему так неэффективно топ-менеджмент Связь-Банка управлял непрофильными активами, что привело к упадку московского завода плавленых сыров "Карат".

Прославленный "Карат" пять лет назад был вторым на российском рынке с долей в 21% по производству плавленых сыров. Его великолепные сыры успели попробовать даже на космической орбите, когда после масштабной и признанной специалистами лучшей PR-компании, проведенной прежним руководством в двухтысячных годах, завод получил от министерства обороны и правительства РФ госзаказ особого значения - на производство продуктов питания для космонавтов.

Но к концу 2013 года завод оказался почти в полной финансовой зависимости от Связь-Банка. Сам банк, несмотря на выкуп 100% его акций ВЭБом и назначение руководителем представителя госкорпорации Дениса Ноздрачева, пребывал в незавидном положении. Именно тогда международное рейтинговое агентство Standard & Poor s ухудшило прогноз по банку со "стабильного" до "негативного".

И хотя санация Связь-Банка стоила ВЭБу 125 млрд рублей, а долг переоформили в облигации ВЭБа, 2015 год банк также закончил с убытками в 10,3 млрд рублей. И это при том, что Банк России из своей прибыли выдал ВЭБу 27 млрд рублей на докапитализацию Связь-Банка. Эксперты Fitch выяснили, что в настоящий момент рыночная стоимость Связь-Банка явно ниже капитала.

Пресса "прописала" Связь-Банку и банку "Глобэкс" новую порцию помощи со стороны государства и даже присоединение к банку "Российский капитал", поскольку ВЭБу, по мнению аналитиков, сейчас самому требуется господдержка.

Невзирая на собственные трудности, Связь-Банк активно кредитовал "Московский завод плавленых сыров "Карат", очевидно, опасаясь конкуренции со стороны желающих "поддержать" успешное предприятие. В сообщениях ряда СМИ прошла информация о том, что к концу 2013 года у завода перед банком образовался долг по кредитам в 1,7 млрд рублей. Сумма некритичная для предприятия с миллиардными оборотами, одно здание которого в Москве на улице Руставели площадью 18,5 тыс. кв. метров было оценено в 1,157 млрд рублей.

Бывший гендиректор "Карата" Владимир Корсун (до начала 2014 года - владелец 97% акций предприятия) заявил, что после его переговоров с топ-менеджерами Связь-Банка продажа банку контрольного пакета акций стала неизбежной. Причем пакет акций "странно" дробился на части, одна из которых 19% (их владельцем становился сам банк), другая еще делилась, но уже доставалась неким частным лицам. Если бы Корсун не выполнил это требование, предприятие банально бы обанкротилось, и многие люди потеряли бы работу. Взамен банк частично погашал долг предприятия. Владимир Корсун согласился - он не мог стать могильщиком родного завода.

Акции были куплены банкирами по цене в 558 раз ниже их тогдашней рыночной стоимости - по... рублю за штуку. Но ведь сам Связь-Банк на тот же самый момент оценивал одну акцию уже в 558,58 рубля. Независимые эксперты в арбитражных разбирательствах установили, что рыночная цена контрольного пакета акций превышала 2,1 млрд рублей.

В итоге в январе 2014 года основными акционерами "Карата" стали Связь-Банк с 19% акций, еще 19% завладел Дмитрий Тальников (руководитель аппарата президента-председателя правления Связь-Банка Дениса Ноздрачева), который чуть позже продал акции Андрею Кучерову - юристу, представляющему ВЭБ в судах. И еще 12% оказалось у Дмитрия Мордковича, который с легкой руки новых акционеров стал председателем совета директоров ОАО "Карат". Итого 50% + 1 акция.

В прессе мало кто сомневается, что именно глава Связь-Банка Денис Ноздрачев сумел убедить тогда еще директора "Карата", что ссуды пролонгируют, а сам Корсун останется на своем посту. Что касается акций, то после погашения всех долгов возможен их выкуп по рублю за штуку.

Однако официальный договор РЕПО так и не был заключен. Производственный комплекс и 19% акций перешли в собственность АКБ ПАО "Связь-Банка", а пакет акций в размере более 31% - в пользу выше названных менеджеров АКБ ПАО "Связь-Банка" и аффилированных с ними лиц. После чего ОАО "Карат" буквально "накачали" кредитами Связь-Банка. Позже СМИ сообщили, что Владимира Корсуна за несогласие с политикой "накачки", а также за противодействие расходованию в период кризиса огромных средств на ребрендинг уволили с постов гендиректора и председателя совета директоров завода. Новые собственники из Связь-Банка обвинили его в управленческих ошибках. Тем временем "Карат" все глубже погружается в кредитную яму. Соответствует ли это интересам государства, которое в том числе представляет и Связь-Банк?

Нетрудно понять, почему уволенный Владимир Корсун так эмоционален - ведь некогда честное слово и крепкое рукопожатие считались гарантией лучше любого "бумажного" договора. А ведь именно с "честного" слова и рукопожатия с председателем правления ПАО АКБ "Связь-Банк" Д.А. Ноздрачевым и руководителем департамента кредитования И.Н. Бурт-Яшиным о продаже акций и передаче здания завода и начиналась когда-то новая история "Карата". Однако руководство банка со значительной долей государственного участия сделало все для того, чтобы активы завода со славной историей оказались в руках у топ-менеджеров банка. В итоге - финал, о котором рассказано выше.

Банковская деятельность существует для поддержки и развития экономики. Но что-то надо делать, если происходит наоборот.

Может быть, стоит прислушаться к правительству и главе ФАС и передать некую долю капитала госбанков частным инвесторам и таким образом стимулировать эффективность финансового сектора?