Чемпион мира по го проиграл компьютерной программе

Система искусственного интеллекта AlphaGo обыгрыла корейца Ли Седоля, который почти 10 лет удерживает титул лучшего на планете игрока в го. Машина победила в матче из пяти патрий. Приз в миллион долларов получит не человек, а искусственный интеллект. Деньги пойдут на благотворительные цели.

Эту победу компьютера можно назвать революцией в области искусственного интеллекта. Если в 1997 году был повержен тогдашний чемпиона мира по шахматам Гарри Каспаров, и гроссмейстеры признали, что не могут тягаться с машиной, то игра в го оставалась последней крепостью человека, которую компьютер не мог взять. (Напомним, что в го требуется "камнями" отвоевать у противника как можно большую площадь доски).

В отличие от шахмат, где главным считается способность просчитывать на максимальное количество ходов вперед, в го в принципе невозможно перебрать все варианты. Каждый ход имеет 200 вариантов, а всего их больше, чем атомов во Вселенной. Первый звонок для го прозвучал в октябре прошло года, когда программа AlphaGo всухую обыграла чемпиона Европы. Однако асы не считают европейцев достойными соперниками. Словом, Ли Седоль и его коллеги заявили, что уровень игры компьютера очень средний и чемпион мира с ним справится "одной левой".

- Ли Седоль не учел, что искусственный интеллект способен обучать сам себя, - говорит один из известных российских специалистов в области искусственного интеллекта Александр Крайнов. - И компьютер не терял времени даром, сумев за полгода выйти на фантастический уровень. Итог: победа над чемпионом.

Как же компьютеру это удалось, если его очевидное преимущество - способность считать со скоростью в миллиарды операций в секунду - в игре го мало помогает? Дело в том, что авторам искусственного интеллекта AlphaGo удалось, казалось бы, невозможное: у их детища появилась интуиция. Машина думает, почти как человек. Даже знаменитый Deep Blue, обыгравший Каспарова, не был на это способен. Выбирая очередной ход, он "тупо" считал его последствия до явного результата, скажем, выигрыша "материала". В го даже гроссмейстеры не могут однозначно оценить позицию, настолько все неопределенно. И все же программисты сумели научить этому машину. Теперь она способна не просто считать ходы, а постоянно оценивать позицию и искать лучшие продолжения. Именно это особенно поражает и асов го, и специалистов программирования. И, конечно, поражает, что машина обладает удивительным даром: получив "начальное образование", дальше она учится сама. Практически 24 часа в сутки играет сама с собой и совершенствуется.

Справка "рг"

Программа AlphaGo создана на основе нейронных сетей, которые имитируют мозг человека. Сеть соединяет сотни простых процессоров. Нейронные сети не программируются, они обучаются.