Homo sapiens оказался единственным существом с подбородком

Мало кто знает, что среди млекопитающих только homo sapiens имеет подбородок. Например, его нет у приматов. Да что приматы. Нет его даже у неандертальцев. А ведь мы носим в себе 3-4 процента генов этих древних существ.

Почему же только "человека разумного" природа наделила подбородком? Этим, вроде бы, простым вопросом заинтересовался американский ученый Джеймс Пэмпуш из Университета Дюка. Оказалось, сегодня существует три гипотезы. Самая распространенная - сугубо физиологическая: подбородок с его мощной нижней костью помогает нам жевать пищу. Однако, когда Пэмпуш изучил расчеты ученых-механиков, выяснилось, что такая конструкция челюстей далеко не оптимальна. Куда лучше было бы разместить эту дополнительную кость не под челюстью, а на внутренней ее стенке, рядом с языком. Как у шимпанзе и макак. Так что подбородок жеванию вряд ли может сильно помочь. Кстати, исследователь из Шотландии Флора Грёнинг построила компьютерную модель жевания. Вывод: у гипотезы, что подбородок возник в процессе адаптации к поглощению жесткой пищи, нет доказательств.

Вторая версия - интеллектуальная: подбородок помогает нам говорить. Но и этот вариант не выдерживает критики. Ведь для речи не требуется много усилий, поэтому не понятно, зачем для произнесения слов человеку нужна дополнительная мощная кость. Вряд ли природа была столь расточительна, чтобы пойти на подобное излишество

И наконец, третья гипотеза для многих, пожалуй, наиболее привлекательная: у подбородка нет сугубо прагматической функции. Он возник в результате полового отбора как эволюционная адаптация. Аналоги в природе - ветвистые рога у самца лося, широкие скулы орангутана, красивый хвост павлина. Самки выбирают обладателей лучших "атрибутов". Но тогда непонятно, почему подбородок есть и у сильного, и у слабого пола. И кто кого выбирал?

Получается, что на, казалось бы, "детский" вопрос наука пока не нашла ответа. Правда, в свое время ряд ученых предположили, что подбородок сам по себе не играл никакой роли в адаптации древнего человека к условиям среды. Он появился как побочный продукт другой, реальной адаптации. Но какой? Словом, для исследователей поле деятельности свободно.