Лавров объяснил решение президента вывести военных из Сирии

Подробности переговоров президента России и короля Марокко журналистам рассказал глава МИД РФ Сергей Лавров. Владимир Путин принял решение о частичном выводе военной группировки в Сирии "не для того, чтобы кому-то понравиться или чтобы кто-то похвалил", а исходя из интересов сирийского народа, чтобы достичь прогресса в урегулировании.

Кроме того, Москва рассчитывает на то, что США дадут сигнал сирийской оппозиции о необходимости участвовать в политическом урегулировании. "Встреча была в нескольких форматах: узкий, расширенный и "один на один"", - сообщил Лавров. Разговор был дружественный и откровенный, затронуты все основные аспекты сотрудничества. Главы государств твердо настроены на развитие отношений и на освоение новых, перспективных направлений.

Особое внимание лидеры уделили торгово-экономическому взаимодействию. Товарооборот снизился, и нужно исправлять ситуацию. Этим предметно займется межправительственная комиссия по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству. Владимир Путин и Мухаммед VI также отметили ритмичную работу комиссии по ВТС.

Из порядка 15 подписанных в рамках визита документов Лавров особо выделил заявление о противодействии терроризму - с учетом напряженной обстановки на Севере Африки и Ближнем Востоке. Подтвердилась близость или даже совпадение позиций по ключевым международным и региональным вопросам. Главное - это уважение центральной роли ООН, разрешение конфликтов и споров исключительно мирным путем, без вмешательства извне. В таком ключе обсудили ситуацию в Сирии. Лидеры поддерживают Женевские переговоры; король Марокко высоко оценил усилия России на антитеррористическом фронте и в русле политического процесса урегулирования. Решение президента о частичном выводе военной группировки из Сирии было расценено "как шаг, который будет способствовать укреплению доверия и тому, чтобы политический процесс стал необратимым", - сообщил Лавров. Это решение Владимир Путин принял в день, когда начались политические переговоры в Женеве под эгидой ООН, напомнил Лавров.

"То, что было в январе, началом этих переговоров считать нельзя, - добавил он. - Это была попытка, которая не увенчалась успехом, поскольку одна из оппозиционных групп начала выдвигать ультиматумы". Начало переговоров потребует более интенсивных действий и от России, и от США, и от ООН, заметил министр иностранных дел. Это неизбежно. Задачи были в целом выполнены, подчеркнул Лавров: сирийская армия восстановила позиции на ключевых направлениях, террористам был нанесен существенный урон. Решение было принято "не для того, чтобы кому-то понравиться или чтобы кто-то нас похвалил", - добавил он.

"Мы исходили из интересов сирийского народа, ближневосточного урегулирования, мобилизации максимальной международной поддержки на борьбу с терроризмом", - пояснил министр. Эти цели достигнуты.

"Заложена хорошая основа для движения по всем этим направлениям: и для нанесения окончательного поражения ДАИШ и "Джебхат ан-Нусра" (террористические группировки запрещены в РФ - прим. "РГ") и прочим террористическим организациям, и для того, чтобы гуманитарные проблемы решать, и для того, чтобы политический процесс, наконец, пошел как надо", - сказал Лавров.

И естественно, когда Россия предпринимала эти шаги, обеспечивала согласие сирийского руководства на переговоры, в Москве рассчитывали, что западные коллеги, а также коллеги из ближневосточного региона будут использовать и свои возможности, чтобы оппозиционные группировки также получили нужный сигнал и стали действовать конструктивно. И такое стремление, например, у Вашингтона, есть. Налажены контакты между военными РФ и США, чего долго добивалась Москва. Идет согласование оценок: кто и как выполняет режим прекращения боевых действий, где есть нарушения и кто из группировок готов продолжать перемирие, присоединиться к политическому процессу, пояснил глава МИД РФ.

"Здесь пока есть чем заниматься", - считает Лавров. "Мы передавали американцам данные о группировках, которые подписались под прекращением боевых действий, с точным указанием координат и лиц, с которыми можно связаться. Хотим, чтобы и американские партнеры столь же подробно информировали нас о тех группах, которые через них присоединяются к режиму прекращения боевых действий", - пояснил он.

Россия также признательна Саудовской Аравии за то, что "Эр-Риядская группа", в отличие от январских настроений, вроде бы настроена достаточно серьезно включиться в переговорный процесс исходя из необходимости компромиссов. "Москва рассчитывает на то, что все участники мирного процесса будут руководствоваться исключительно интересами своей страны, своего народа, и, отбросив в сторону личные амбиции, будут стремиться договориться на основе тех принципов, которые заложены в решениях СБ ООН, одобривших договоренности, достигнутые под российско-американским председательством", - заявил Лавров. Российская сторона также подтвердила высокую оценку роли Марокко в усилиях по стабилизации арабского Магриба.

Говорили и о палестино-израильской проблеме. По западно-сахарскому урегулированию в Москве считают, что решение должно быть политическим, приемлемым для всех сторон, в русле международного права. Лавров надеется, что "несмотря на недавние недоразумения", ООН продолжит играть конструктивную равноудаленную роль и будет способствовать поиску решений, учитывающих интересы всех сторон. Путь к этому изложен многократно, есть резолюции ООН и ее миссия в Западной Сахаре, где работают и российские военные наблюдатели.

"Проблема достаточно старая и острая", - продолжил глава МИД РФ. "Здесь сталкиваются не вполне совпадающие интересы", - отметил он. "Но другого пути, кроме как искать компромиссы, баланс этих интересов, мы не видим", - сказал

Лавров, добавив, что Марокко оценивает позицию России весьма высоко.

"Мы будем продолжать содействовать ООН в достижении результата, который будет приемлем для всех", - заверил он.