А это значит, так и не продвинутся очереди в дома престарелых, а сами дома не дождутся ремонта. Финансирования требуют другие учреждения, предоставляющие социальные услуги пожилым и инвалидам . Поддержка нужна приютам, в которых оказываются в конце своей жизни больные люди. Субсидии идут на новое оборудование и мебель, автотранспорт для мобильных бригад социальной помощи, которые обслуживают одиноких больных стариков на дому. Регионы в данном случае самостоятельно определяют критические точки, на что в первую очередь необходимы деньги. В некоторых регионах социальные программы включают в себя адресную поддержку неработающих пенсионеров, обучение компьютерной грамотности.
При распределении субсидий Пенсионный фонд не учитывает уровень бюджетной обеспеченности регионов, то есть проще говоря, наличия у них свободных денег. В итоге порой целые территории страны попадают в неравные условия, делают вывод в Счетной палате.
"Те регионы, у которых достаточно средств в бюджетах, ежегодно получают средства на софинансирование социальных программ, другие - не получают их вовсе", - обратила внимание на проблему председатель Счетной палаты Татьяна Голикова.
Из слов аудитора Счетной палаты Владимира Катренко следует, что одна из причин, по которой регионы "сторонятся" федеральных субсидий - отсутствие в правилах финансовой поддержки критериев ее предоставления, связанных с состоянием интернатов или приютов, очередности граждан пожилого возраста на размещение в них.
Правила финансового обеспечения также не дают возможности Пенсионному фонду России (ПФР) обоснованно принимать решение об увеличении субсидий на соцпрограммы регионов.
Например, в 2013 году из регионов в ПФР пришло 10 заявок на увеличение размера субсидий. И только шесть получили их в полном объеме. Почему? На этот вопрос "РГ" в Пенсионном фонде ответили так: "Решение об увеличении субсидий мы принимаем при условии наличия средств в региональных бюджетах".
Отсутствует в правилах и критерий результативности использования субсидий. Получается, что Пенсионный фонд сегодня не может объективно оценить, насколько эффективно "работают" перечисляемые им в регионы "старческие" деньги.
По словам аудиторов, мешают эффективной работе и недостоверные данные о численности неработающих пенсионеров для расчета субсидий на софинансирование.
"Подушевые"цифры в ПФР направляет министерство труда и социальной защиты. Год от года они настолько разительно варьируются, что вызывают у Счетной палаты сомнение в их точности. Например, за три года число обитателей домов престарелых в Дагестане снизилось почти в 24 раза. А численность получающих помощь в полустационарных социальных учреждениях( приютах, отделениях дневного или временного пребывания) Башкортостана -выросло почти в 802 раза. Между тем в самом Пенсионном фонде неоднократно обращали внимание минтруда на некорректность предоставляемых сведений. По мнению Счетной палаты, минтруду в дальнейшем необходимо проводить дополнительные сверки таких данных.
Еще одна больная проблема - запоздалое перечисление средств из ПФР в регионы. Деньги, как правило, приходят на счета не ранее сентября каждого года. Получается, что денег как будто бы и нет. К примеру, к 1 ноября 2015 года регионы использовали только 24,5 процента общего годового объема средств.
С 2015 года Пенсионный фонд также предоставляет регионам субсидии на обучение компьютерной грамотности местных неработающих пенсионеров. Этим воспользовались 64 региона. Обучение прошли почти 42 тысячи пенсионеров. При этом стоимость обучения одного человека в Самарской области доходила до 250 рублей , а на Чукотке - до 14,8 тысячи рублей. "Есть риск того, что цена учебы может необоснованно завышаться, поскольку нормативы затрат в этой части не установлены", - подчеркнула Татьяна Голикова. Результаты проверки будут направлены в правительство .
Министерство предлагает скорректировать пропорцию софинансирования региональных программ из Пенсионного фонда России с учетом уровня расчетной бюджетной обеспеченности регионов.
Проект постановления правительства сейчас согласовывается с ведомствами. Это позволит снизить нагрузку на региональные бюджеты и реализовать большее число региональных соцпрограмм по повышению качества жизни пенсионеров, рассказали "РГ" в министерстве.
Будут внесены изменения в Правила финансового обеспечения социальных программ субъектов Российской Федерации.