В воскресенье в Республике Казахстан (РК) пройдут досрочные выборы депутатов нижней палаты парламента - Мажилиса, а также местных представительных органов - маслихатов. Решение о самороспуске действующий состав Мажилиса, состоящего из 107 депутатов, принял сам еще 14 января, основываясь в том числе на данных социологических опросов, которые показывали желание граждан видеть в парламенте новые лица и новые партии. О том, зачем нужны досрочные выборы, каковы стратегические задачи нового парламента и как это отразится на внутренней и внешней политике республики, "Российская газета" спросила председателя сената, верхней палаты парламента, Касым-Жомарта Токаева.
Уважаемый Касым-Жомарт Кемелулы, досрочные парламентские выборы всегда экстраординарное событие для политической системы страны, своеобразный стресс-тест. Что, кроме соображений бюджетной экономии, заставило депутатов нынешнего Мажилиса решиться на самороспуск?
Токаев: Предстоящие выборы в Казахстане досрочными можно считать номинально, поскольку они в любом случае должны были состояться в этом году. В мировой парламентской истории было немало подобных случаев, когда правящие партии инициировали проведение досрочных выборов. Экстраординарность данному событию придает не сам факт выборов, а весьма сложная и даже непредсказуемая ситуация в глобальной экономике и политике.
Генрих Гейне говорил, что "у всякой эпохи свои задачи". Историческая миссия парламента прежнего созыва выполнена достойно, особенно в части качественного законодательного обеспечения нового этапа реформ в Казахстане - президентского плана нации "100 шагов". Показательно, что инициатива депутатов о досрочных выборах была с одобрением воспринята в обществе, люди понимают важность непрерывного движения вперед по пути реформ, в противном случае застой.
Много говорится, что политическую систему Казахстана ожидает переход от президентской к президентско-парламентской республике. Учитывается ли при этом риск популизма и национализма, сопровождающих глобальный кризис, влияние которого испытывает и Казахстан?
Токаев: Процесс усиления роли парламента в системе государственной власти начался не вчера. Еще в ходе конституционной реформы 2007 года полномочия парламента были значительно расширены, заметно возросла роль политических партий в формировании законодательного органа, укрепилось влияние местных представительных органов. Сегодня парламент помимо законодательных функций принимает непосредственное участие в кадровой политике государства путем дачи согласия на назначение президентом премьер-министра, главы национального банка, генерального прокурора, председателя комитета национальной безопасности, избирает и освобождает председателя и судей верховного суда и других важных должностных лиц.
На мой взгляд, роль парламента в Казахстане будет возрастать. Такая уверенность зиждется на стратегии президента Нурсултана Назарбаева, без преувеличения, выдающегося реформатора современности. Мы в Казахстане считаем, что политические реформы должны осуществляться выверенно, по мере становления среднего класса и развития гражданского общества. Упомянутые вами популизм и национализм являются не просто нежелательными, но и разрушительными "побочными явлениями" поспешных реформ. Мы сторонники эволюционного развития государственности. Поэтому не исключаю, что в будущем Казахстан может перейти к парламентско-президентской системе, где наряду с сильным и полномочным парламентом будет действовать ответственное, транспарентное и подотчетное правительство. Разумеется, это лишь мое личное предположение, решающее слово за президентом и обществом.
Следовательно, окончательного выбора политической модели в Казахстане пока не сделано?
Токаев: Вопрос о том, какая политическая модель наиболее подходящая, беспокоил все народы во все времена. Казахстан как президентская республика достиг огромных успехов в социально-экономическом развитии, сумел "поставить" себя на карту мира как авторитетное государство. Другими словами, в период становления государственности президентская система полностью оправдала себя. Казахстан уверенно шел и идет вперед по пути реформ под сильным лидерством президента Нурсултана Назарбаева. Парламент неизменно играл в этом сложном процессе большую роль, принимая необходимые законы для юридического обеспечения государственной стратегии.
Что касается влияния парламента на внешнеполитический курс страны, отмечу, что согласно Конституции парламент решает вопросы войны и мира; принимает по предложению президента решения об использовании вооруженных сил для выполнения международных обязательств по поддержанию мира и безопасности; решает вопросы о государственных займах и оказании экономической и иной помощи; ратифицирует и денонсирует международные договоры. Но парламентское влияние на внешнюю политику государства осуществляется через президента, который является главным должностным лицом, определяющим внешнеполитический курс страны.
Какие изменения на новом политическом этапе претерпела программа лидирующей партии "Нур Отан"? Возможны ли пересмотр и дополнения президентской программы "100 конкретных шагов" и стратегии "Казахстан-2050" новым составом Мажилиса?
Токаев: Нынешняя предвыборная кампания отличается многообразием политических платформ. Персоналии кандидатов имеют большое, но не определяющее значение, так как граждан больше заботят ответы на ключевые вопросы дальнейшего развития страны в условиях экономического кризиса. Вполне закономерно, что тон кампании задает партия власти "Нур Отан" во главе с ее лидером президентом Нурсултаном Назарбаевым, который имеет четкое понимание текущего политического контекста и видение перспективы с точки зрения безболезненного выхода из сложной экономической ситуации, порожденной в основном противоречиями держав на глобальной арене. Предвыборный сезон интересен тем, что предоставляет возможность для общенационального диспута по ключевым вопросам развития. Я бы не хотел комментировать программы всех шести партий, участвующих в выборах. Однако не исключаю, что некоторые конструктивные предложения партий будут приняты на вооружение властью вне зависимости от исхода выборов. Все, что продиктовано реальной заботой о будущем государства, как правило, востребовано в политической жизни. Особенно если речь идет о борьбе с коррупцией, защите предпринимательства, развитии села, социальном обеспечении, модернизации образования, улучшении здравоохранения.
Существуют ли в Казахстане политические силы, имеющие альтернативный взгляд на участие Казахстана в евразийских интеграционных процессах и международных институтах?
Токаев: Альтернатива региональной кооперации - самоизоляция. Вряд ли такая перспектива получит шансы на широкую поддержку населения. Другое дело - качество интеграции. Работу, например, Евразийской экономической комиссии сейчас справедливо критикуют не только в Казахстане, но и в других государствах - участниках ЕАЭС. От этого объединения как международной экономической организации ожидают большего. Следует своевременно выработать слаженный и эффективный алгоритм действий в интересах всех стран, вошедших в ЕАЭС. В этом суть работы Евразийской экономической комиссии, которой главы государств дали широкие полномочия.
Важно также не забегать вперед с разного рода публичными инициативами, которые лишь затрудняют текущую работу и препятствуют постепенному развитию ЕАЭС, укреплению его потенциала. Интеграция должна способствовать повышению благосостояния граждан, выведению наших стран на ведущие позиции в мировой экономике. Парламент Казахстана тщательно анализирует участие страны в экономических объединениях. В апреле этого года в сенате состоятся парламентские слушания по вопросу конкурентоспособности отечественного аграрного сектора в условиях ЕАЭС и ВТО. Ожидаем откровенный и конструктивный разговор с правительством с соответствующими практическими выводами.