Новости

15.03.2016 09:59
Рубрика: Экономика

Ударили по рогам

Убыточные троллейбусы в Волгограде заменяют на автобусы
 Фото: Константин Чалабов / РИА Новости
Фото:
В этом году МУП "Метроэлектротранс", организующий пассажирские перевозки троллейбусами и трамваями в Волгограде, проведет оптимизацию численности персонала. Более 400 человек получат трудовые книжки на руки.

- В Ижевске, Ульяновске и Екатеринбурге нормой считается восемь человек на единицу подвижного состава. У нас же десять человек, - говорит генеральный директор "Метроэлектротранса" Рем Вартанов. - Численность должна быть приведена к рабочей. Это позволит повысить довольно низкую зарплату. Под сокращение попадут и юристы, и управленцы, и бухгалтеры, и обслуживающий персонал. Не трогаем только водителей и кондукторов.

Заработная плата на предприятии действительно не особо заманчивая. Например, водитель троллейбуса получает 17 тысяч рублей, а инженеры - по 10 - 11 тысяч. Ожидается, что на повышение ставок направят половину высвобожденных в результате сокращения средств.

На линии никогда не выходят все машины. Часть из них всегда оставляют в резерве. За десять лет пассажиропоток уменьшился со 163 миллионов человек в год до 87 миллионов. Это связывают с конкуренцией со стороны маршрутных такси.

Теперь в планах руководства увеличить количество трамваев и троллейбусов на линии до 400. Соответственно, работников должно быть 3200. Еще в 2015 году на "Метроэлектротрансе" трудились 3927 человек. В настоящий момент - 3636. Увольнения продолжатся.

При этом степень износа волгоградских трамваев составляет 90 процентов, троллейбусов - свыше 80. Стоит новая техника недешево. Троллейбус или автобус - примерно 10 - 12 миллионов рублей. Односекционный трамвай - 20 миллионов. А двух - и трехсекционные вагоны - 40 и 60 миллионов.

- Срок окупаемости у электротранспорта длительный. Зарабатывать деньги на обновление состава сложно. Во всем мире общественный транспорт является дотационным, - сказал Вартанов.

Какие есть варианты решения проблемы? Например, изучается возможность проводить на волгоградском ремонтном заводе ВЭТА полную сборку трамваев и троллейбусов. Кроме того, летом ожидается внедрение в городе комплексной транспортной схемы. Предполагается, что в рамках государственно-частного партнерства удастся привлечь дополнительные капиталы.

- Без внешнего инвестора схема все равно не сможет работать, - признает представитель комитета по транспорту, промышленности и связи администрации Волгограда Игорь Кузюткин. - Прорабатываем этот вопрос. Есть потенциальные инвесторы, которые могут прийти со своим транспортом или же просто с деньгами.

Недавно на юге Волгограда закрыли самый убыточный троллейбусный маршрут №6. В январе-феврале этого года его заполняемость составляла всего 10 процентов. Вместо него пустили автобус №6а, который ходит по тому же самому расписанию. При этом продолжается работа "в минус": ожидается, что убыточность нового автобусного маршрута для обслуживающего его ПАТП-7 составит шесть миллионов рублей в год. Впрочем, у шестого троллейбуса этот показатель был намного больше - 22 миллиона в год, и это при бюджетных субсидиях, покрывавших половину расходов.

Вполне возможно, что следующим станет троллейбус №18. Убытки от него составляют 24 миллиона рублей, а заполняемость выше, чем была у "шестерки", - 20 процентов. Но ПАТП-7 будет готово предоставить автобусную замену не раньше июня, когда в его распоряжение поступит 50 новых машин на газомоторном топливе.

В пресс-службе мэрии отметили, что ввод в прошлом году 30 новых автобусов способствовал росту пассажиропотока на один рейс на 16 процентов. Расходы на топливо сократились на 5,6 миллиона рублей.

Тем временем

"Метроэлектротранс" объявил набор на курсы подготовки водителей. Обучение на курсах длится 5,5 месяца на трамвае и 6,5 месяца на троллейбусе. Слушатели должны быть не моложе 21 года и не старше 35 лет. Кроме того, в список требований входит "желание получить одну из востребованных профессий в нашем городе".