Сергей Юрьевич, товарооборот России с Индонезией за прошлый год составил около двух миллиардов долларов. На что можно рассчитывать в будущем?
Сергей Россомахов: Вполне реально довести наш товарооборот в течение трех лет до 8-10 миллиардов долларов в год и увеличить долю машин и оборудования в российском экспорте до 15-20 процентов. По одной железной дороге в Восточном Калимантане (провинция в Индонезии. - Прим. ред.) мы можем поставить машин и оборудования на 300 миллионов долларов. Всего же сейчас в разной стадии находятся около 10 крупных проектов с общим потенциальным объемом инвестиций с нашей стороны более 5 миллиардов долларов. Например, строительство комбината по производству ферроникеля на острове Сулавеси компанией "Ви Холдинг". Под него сейчас идет выкуп земли, одновременно решается вопрос об освобождении ввозимого оборудования от импортных пошлин.
Просевшие цены на уголь повлияют на проект железной дороги и морского угольного терминала в Восточном Калимантане?
Сергей Россомахов: Когда в 2012 году "РЖД" начинало его проработку, конъюнктура на рынке каменного угля была благоприятной, но сейчас, чтобы дорога не была убыточной, к ней нужно допустить нескольких грузоотправителей, а не одного, как предусмотрено действующей лицензией. Кроме того, необходимо договориться с индонезийской стороной о том, чтобы перевозить не только уголь, но и лес, пальмовое масло и другие грузы. Вместе с российским посольством мы оказываем содействие компании-оператору проекта PT Kereta Api Borneo ("дочка" "РЖД". - Прим. ред.) в работе с индонезийской стороной о внесении необходимых изменений в лицензию. Проект поддержан на политическом уровне и внесен правительством Индонезии в десятку приоритетных инвестпроектов. От того, насколько успешно он будет реализован, зависят перспективы дальнейшего инвестиционного сотрудничества.
КАМАЗ объявлял о намерении создать сборочное производство в Индонезии. В каком состоянии этот проект?
Сергей Россомахов: Важно в максимально сжатые сроки завершить работу по сертификации "КАМАЗов" в Индонезии. У КАМАЗа есть хорошая возможность наладить сборку в промышленном парке, создание которого предусматривает проект "РЖД" в Восточном Калимантане. Потенциальный рынок сбыта грузовиков уже есть - это угольные компании, индонезийского партнера мы поможем подобрать, но КАМАЗу надо инвестировать, чтобы организовать сборку. К сожалению, кризис затормозил темпы реализации проекта.
Почему нет встречного потока инвестиций из Индонезии?
Сергей Россомахов: Индонезия на нынешнем этапе своего экономического развития является нетто-импортером инвестиций. Индонезийцы вкладывают главным образом в соседние страны АСЕАН и развивающиеся страны Африки и Ближнего Востока. К России они только присматриваются. Но, например, "Роснефть" ведет переговоры с индонезийской национальной нефтегазовой компанией Pertamina об участии в разработке российских месторождений нефти.
Они вообще на Россию как смотрят? Приоритеты у них какие?
Сергей Россомахов: Они на Россию смотрят с большими надеждами. В этом смысле очень важно, сумеем ли мы успешно реализовать проект по строительству железной дороги, докажем ли, что являемся по-прежнему надежными партнерами. Индонезийцы хорошо помнят период сотрудничества еще 1950-1960-х годов, когда Советский Союз построил в Индонезии немало объектов.
С Индонезией была договоренность о поставке 12 самолетов Sukhoi Superjet 100. Об этом в свое время очень много говорили, но в итоге было поставлено только три борта, и на этом все закончилось. Почему?
Сергей Россомахов: "Суперджеты" были поставлены небольшой фирме Sky Aviation, которая из-за финансовых проблем в марте 2014 года приостановила их эксплуатацию. Сейчас очевидно, что надо было создавать совместную компанию, чтобы оптимизировать расходы, добиваться получения прибыльных маршрутов. Самолеты до сих пор находятся в Индонезии, покупателя на них нет. Более того, они требуют регламентного ремонта, и "Гражданские самолеты Сухого" (ГСС) рассматривает возможность их возврата в Россию.
Вопрос о том, чтобы поставлять новые самолеты, уже не стоит?
Сергей Россомахов: Предыдущий негативный опыт мы учли и рекомендуем "ГСС" работать с Garuda (госкомпания и крупнейший перевозчик Индонезии. - Прим. ред.) и ее "дочкой" лоукостером Citilink. Проблема в том, что там большая конкуренция, они уже взяли в лизинг самолеты-аналоги "Суперджета" по дальности и пассажировместимости - Bombardier CRJ1000. Лизинговые соглашения по ним истекают в 2023 году, и уже после 2020 года мы сможем говорить предметно с Garuda. Для начала речь может идти о 10-12 машинах. Это был бы неплохой результат. Шанс есть.
Индонезия воспользовалась введением в России эмбарго на поставки продовольствия, в том числе рыбы из Евросоюза?
Сергей Россомахов: В 2012 году по результатам инспекции индонезийских предприятий у Россельхознадзора возникли претензии к рыбе и морепродуктам в связи с несоблюдением санитарных норм. Импорт этой продукции в 2013 году был приостановлен, но индонезийцы ситуацию исправили, и в сентябре 2014 года поставки возобновились с 15 предприятиями. За 2015 год они увеличились более чем в 2 раза - до 12,2 миллиона долларов. Сейчас Россельхознадзор рассматривает заявку еще 11 индонезийских фирм. Потенциал у индонезийской рыбной отрасли весьма солидный (в Индонезии более 200 фирм-экспортеров рыбы и морепродуктов), и вполне возможно в среднесрочной перспективе нарастить стоимостной объем поставок рыбы на рынок РФ до 50 миллионов долларов в год.
Республика Индонезия - государство в Юго-Восточной Азии. По уровню национальной конкурентоспособности относится к категории наиболее перспективных в экономическом плане развивающихся стран.
Несмотря на общий спад во внешней торговле, экспорт несырьевых товаров вырос, сообщил первый заместитель Министра экономического развития РФ Алексей Лихачев.
Несырьевой экспорт в 2015 году составил более 187 миллиардов долларов, сократившись на 26,9 процента, при этом в физическом выражении несырьевой экспорт увеличился на 4,9 процента, говорится на сайте минэкономразвития.
"Мы хорошо понимаем, что для достижения главного результата - расширения несырьевого экспорта - необходима активная работа не только внутри России, но и за рубежом", - заметил Алексей Лихачев.
Российским компаниям, как правило, требуется политическое сопровождение их внешнеэкономических проектов, решение их конкретных проблем.
В этом основную роль играют межправительственные комиссии и комиссии высокого уровня, нацеленные на расширение инвестиционного сотрудничества, решение транспортных, имущественных, налоговых и других проблем.
Импорт пальмового масла в Россию вырос на треть. Поставки из Индонезии, которая является крупнейшим производителем этого сырья, тоже возросли?
Сергей Россомахов: Россия в прошлом году импортировала из Индонезии 749 тысяч тонн пальмового масла на 517 миллионов долларов. В физическом выражении поставки выросли на 28 процентов. Это крупнейшая позиция нашего импорта из Индонезии, ее удельный вес составляет около 40 процентов. Всего в 2015 году в Индонезии было произведено 32,5 миллиона тонн сырого пальмового масла, при этом экспорт составил 26,4 миллиона тонн на 18,6 миллиарда долларов.
В России идет дискуссия по поводу того, нужно ли и как ограничивать применение пальмового масла в пищевой продукции. Как на эту проблему смотрят в Индонезии?
Сергей Россомахов: В Индонезии обеспокоены возможным изменением в России и Евразийском экономическом союзе технического регламента на импортируемое пальмовое масло и его фракции, в частности установлением жесткого лимита по перекисному числу (показывает степень окисления масла, то есть степень его "порчи". - Прим. ред.) - снижением допустимого уровня с 10 до 0,9 ммоль активного кислорода на килограмм.
По оценке индонезийских экспертов, это может привести к значительному сокращению поставок пальмового масла и его фракций на важный для Индонезии российский рынок.
С другой стороны, необходимо повышать требования к маркировке продовольственных товаров, в производстве которых используется пальмовое масло, в частности молочных продуктов. Если в молочной продукции содержится заменитель молочного жира, это должно быть указано в наименовании продукта с приведением процентной доли.