15.03.2016 20:50
    Поделиться

    В РФ вернут уголовную ответственность за подделку почтовых марок

    В России хотят вернуть уголовную ответственность за подделку почтовых марок.

    Это совместная инициатива минкомсвязи и Почты России, сообщил "Российской газете" замглавы министерства Михаил Евраев. Сейчас за подделку почтовых марок предусматривается только административный штраф, напомнил он.

    Уголовная отвественность была отменена почти 20 лет назад. За это время появились доступные цветные принтеры, которые могут печатать не только фото, но и репродукции, портреты. У марок в отличие от банкнот большой степени защиты от подделок нет. Умельцы этим пользуются и зарабатывают на фальшивках неплохие деньги.

    "Мы продумываем ряд превентивных мер, которые бы изначально минимизировали возможность подделки госзнаков почтовой оплаты, - расказал Евраев. - Одна из них - переход на современные франкировальных машин, которые будут работать в единой электронной системе Почты России.Также есть предложения по совершенствованию порядка выпуска, распространения и использования почтовых марок", - пояснил Евраев. Введение действенной ответственности необходимо, но, конечно, превентивные меры работают эффективнее".

    Подделывают в России не коллекционные, редкие и ценные марки для сбыта филателистам, а действующие в обращении знаки почтовой оплаты. Конечно, продают их не с рук из-под полы, не в киосках печати и не на почте. Схема другая. Дело в том, что многие крупные организации и государственные органы закупают почтовые марки большими партиями - суммы контрактов измеряются сотнями тысяч, миллионами рублей.

    В таких торгах принимают участие производители фальсификата, предлагая заказчикам марки по цене ниже номинала, и побеждают за счет установления низких цен на предлагаемую продукцию, отмечают в Почте России. При этом настоящие, отпечатанные на Гознаке марки "разбавляют" поддельными.

    Когда факты подделки обнаруживаются, и МВД, и суды признают, что привлечь к уголовной ответственности нарушителей за сам факт подделки не могут из-за того, что для подобных противоправных деяний Уголовным кодексом не предусмотрен состав преступления.

    Конечно, Федеральная антимонопольная служба может включить компанию, которая разбавляла партию марок подделками, в реестр недобросовестных поставщиков, например, сроком на два года . В течение этого времени данная организация не сможет участвовать в торгах для государственных и муниципальных нужд на всей территории России. Однако ее учредителям ничего не мешает создать новое юрлицо и подавать новые заявки на участие в торгах.

    Увы, отмечают эксперты, подобных компаний по стране не один десяток. В результате государство ежегодно теряет миллиарды рублей от сбыта поддельных почтовых марок и других государственных знаков почтовой оплаты. По уточненным оценкам экспертов, это порядка 7 миллиардов рублей в год.

    В целом подделка государственных знаков почтовой оплаты (ГЗПО) - проблема далеко не новая и не только российская. Во всем мире почтовые администрации ищут способы борьбы с контрафактом и зачастую выявляют особо крупные случаи мошенничества.

    Почтовые марки - это фактически "почтовые деньги", предназначенные для оплаты услуг почтовой связи. "Их подделка наносит государству большой ущерб", - отмечает заместитель гендиректора Гознака по маркетингу и работе с государственными заказчиками Виктор Барилкин. Однако ответственность за их незаконное изготовление и сбыт сильно отличается от наказания, применяемого к фальшивомонетчикам.

    До 1997 года подделка знаков почтовой оплаты (марок) являлась уголовно наказуемым деянием, и статья 159 УК РСФСР предусматривала лишение свободы или исправительные работы на срок до двух лет. Но с 1997 года фальсификация марок перешла в разряд административных правонарушений с наказанием в виде штрафа для граждан до двух тысяч рублей, для организаций - до 40 тысяч рублей.

    Инфографика РГ/Мария Пахмутова/Юлия Кривошапко

    Сейчас мошенники часто остаются безнаказанными даже после выявления и подтверждения факта подделки специалистами. Как рассказал источник, знакомый с ситуацией, многие компании, уличенные в подделке, сразу предлагают заказчикам заменить тираж марок, и те решают не ввязываться в возбуждение дела.

    Эксперты уверены, что возможности для незаконной деятельности дают пробелы в действующем законодательстве. Поэтому, чтобы иметь возможность не ограничиваться "заплаточными решениями", а решать проблему комплексно, нужно менять законодательство.

    "Дело в том, что сегодня на законодательном уровне нет никаких ограничений по стоимости продажи марок. То есть мошенники продают их по цене ниже номинала и делают это абсолютно легитимно, - рассказывает эксперт Союза московских филателистов Сергей Познахирко. - Почтовые марки - это госзнаки оплаты, как и деньги. Если кто-то предложит вам купить 100 рублей за 95, вы насторожитесь и поймете, что дело нечисто? Точно так же дело должно обстоять и с почтовыми марками - если их предлагают по цене ниже номинала, значит, это поддельные или добытые нечестным путем марки".

    "Для эффективной борьбы с подделкой почтовых марок необходимо, во-первых, законодательно запретить их сбыт по цене ниже номинала в рамках нового закона "О почтовой связи", а во-вторых, пересмотреть и усилить меры наказания за подделку почтовых марок", - согласен генеральный директор Почты России Дмитрий Страшнов.

    Впрочем, "серая почта" - не только подделка марок. Распространенный способ фальсификации - это подделка оттисков франкировальных машин. Такие машины используют для нанесения на отправления госзнаков почтовой оплаты корпоративные клиенты "Почты России" - крупные компании и ведомства, объемы исходящей корреспонденции которых исчисляются сотнями миллионов в год.

    Чтобы исключить возможность подделки оттисков, необходимо поставить на учет все франкировальные машины корпоративных клиентов.

    Для этого Почта России планирует подключить их в единую ИТ-систему, которая позволит в режиме реального времени контролировать их работу и процесс оплаты пересылки писем с помощью франкировальных машин по всей стране. "Это очень непростая задача, потому что сегодня 90 процентов франкировальных машин не подконтрольны нам", - отмечал Дмитрий Страшнов.

    Поделиться