В Петербурге уникальная школа оказалась под угрозой закрытия

Петербургская начальная школа-детсад №687 "Центр реабилитации ребенка" - особое учреждение. Она неслучайно с 2000 года имеет статус федеральной экспериментальной площадки министерства образования по проекту "Психолого-медико-педагогическая коррекция детей с аутизмом". Грамот, наград и высоких званий у ее сотрудников не сосчитать.

Детей сюда принимают с трех лет и обучают до окончания ими начальной школы. Не так давно родительский коллектив вышел с инициативой к учредителям - комитету образования Санкт-Петербурга и администрации Центрального района: создать в школе среднюю ступень, чтобы дети-аутисты могли в подростковом возрасте, в пятом-девятом классах, закрепить полученные в детстве навыки.

Однако инициатива эта обернулась неожиданностью: родители узнали, что школу №687, похоже, власти вообще собираются закрыть.

Тому есть причина - состояние зданий, в которых располагается школа. Корпуса ее, имеющие износ свыше 50 процентов, давно требуют капитального ремонта. В 2012 году губернатор города Георгий Полтавченко, ознакомившись с достижениями школы и ее состоянием, принял решение: вместо ремонта построить для уникального учреждения новое здание. Но комитет по строительству впоследствии все перерешил, признав снос зданий нецелесообразным. И вопрос увяз в согласованиях.

Вместе с тем, обсуждая целесообразность действий (снос или капремонт?), власти договорились до того, что школу №687 вообще следует расформировать, а детей и опыт, накопленный здесь, "распределить" по другим коррекционным образовательным учреждениям, которых в Петербурге немало.

При этом в школе №687 неговорящих аутистов учат не только общаться, соблюдая все дисциплинарные моменты, их выпускают из начальной школы умеющими писать, считать, читать, выступать со сцены, обниматься с друзьями и родными, выражая свои эмоции. Не случайно родители, чьим детям поставлен такой диагноз, едут в Санкт-Петербург со всей страны. Камчатка, Владивосток, Красноярск, Майкоп, Чита, Мурманск... Они готовы жить на съемных квартирах, годами ожидая очереди в это волшебное учреждение. И есть ради чего. Примеров результативности применяемых здесь технологий не счесть. Но речь сейчас не о тонкостях воспитательной системы, которая складывалась здесь годами.

В администрации Центрального района педагогам и родителям дали понять, что все застопорилось потому, что неким влиятельным представителям солидного бизнеса понравилось лакомое место, занимаемое школой.

- Но мы не держимся за место! - уверяют родители. - Пусть нам выделят другое здание, в любом месте города, но только не надо расформировывать штат, сумевший наработать уникальную методику. Не надо "распределять" наших педагогов, психологов, дефектологов по другим учреждениям. Они, понятно, без работы не останутся... Но, распылив таким образом силы, мы рискуем потерять главное - уникальные по эффективности технологии, наработанные за 20 лет.

К слову, сейчас эти технологии используют в работе с аутистами в Финляндии и Прибалтике. Регулярно в школе, которая, помимо всего прочего, официально является еще и "ресурсным педагогическим центром", проводятся мастер-классы и обучающие практические семинары, на которые приходят педагоги из коррекционных и даже общеобразовательных школ. Последнее неудивительно: диагноз "расстройства аутистического спектра (РАС)" становится в последнее время все более и более распространенным. Как справляться с детьми, попавшими в обычную школу, но явно отклоняющимися в сторону аутизма, мало кто знает.

Родители, обеспокоенные развитием событий, забили во все колокола: письма о возможном закрытии школы №687 полетели в самые высокие инстанции. А еще была создана петиция, под которой подписались уже около четырех тысяч человек из разных уголков нашей страны. В их числе и один из выпускников школы №687, обучающийся сейчас, к слову сказать, в обычном петербургском профессиональном училище...

Прямая речь

Анна Грубская, начальник отдела общего образования комитета по образованию администрации Санкт-Петербурга:

- Закрытие этого учреждения не планируется ни комитетом по образованию, ни администрацией Центрального района. Однако несколько зданий, в которых располагается учреждение, по информации администрации района, требуют ремонта. Один из корпусов будет отремонтирован летом 2016 года, что не повлияет на образовательный процесс. Решение о необходимости ремонта других корпусов будет приниматься по результатам дополнительного инженерно-технического обследования и утверждения Городской адресной программы капитального ремонта зданий общеобразовательных учреждений исторической части Санкт-Петербурга. Комитет по образованию считает необходимым проводить такой ремонт поэтапно. Обучение детей на время работ может быть организовано территориально в одной из других подготовленных для этого школ района - с сохранением классов и педагогического коллектива "Центра реабилитации ребенка". Администрация Центрального района в начале апреля представит свои предложения по организации обучения на время ремонтных работ.