Новости

16.03.2016 19:44
Рубрика: Экономика

499 рублей по Фаренгейту

Россияне стали больше тратить на повседневные нужды, но сумма среднего чека рекордно упала
В России появился новый тип покупателя, предпочитающий дискаунтеры и дешевые бренды.  Фото: PhotoXPress.ru
В России появился новый тип покупателя, предпочитающий дискаунтеры и дешевые бренды. Фото:
В феврале за один поход в продуктовый магазин среднестатистический россиянин, проживающий в городе, потратил 499 рублей. Таковы выводы аналитиков из исследовательского центра "Ромир". По их данным, за месяц чек "похудел" на 13,5 процента, а это рекорд.

"Фактически размер среднего чека вернулся к состоянию двухлетней давности", - отмечают в "Ромире". По данным аналитиков, рекордное падение средний чек показал в крупных городах с населением от 500 тысяч до миллиона человек. Также самые большие потери понес средний в чек в гипермаркетах, показав в феврале "беспрецедентно низкое значение за четыре последних года".

Так, в гипермаркетах и дискаунтерах средний чек "просел" на 15,8 процента относительно январских значений. Ранее в гипермаркетах средний чек не опускался ниже тысячи рублей с конца 2013 года. Теперь же в среднем покупатели оставляют в кассах "гиперов" около 887 рублей. Предыдущий антирекорд равнялся 888 рублям в июне 2013 года. В супермаркетах и магазинах традиционной торговли также было отмечено ощутимое снижение среднего чека - более чем на 14 процентов. Аналогичные размеры чеков здесь последний раз отмечались в середине 2014 года.

Но поводов для паники нет, уверяют аналитики, проводившие исследование.

"На фоне растущих общих расходов на повседневные товары снижение среднего чека говорит о том, что россияне стали больше разнообразить свои походы по магазинам. Ходят за покупками чаще и в разные места, в каждом из них оставляя меньшие суммы. Но по общему итогу они тратят больше", - замечают в "Ромире".

Итак, что мы имеем? Новую тенденцию, которая не может не радовать. Россияне понесли деньги в магазины, заняли более активную, чем месяц назад, потребительскую позицию. До этого они больше сберегали, чем тратили, экономя не только на товарах длительного пользования, но и на повседневных. Станет ли это устойчивым трендом, опрошенные "Российской газетой" эксперты прогнозировать не стали. Пока все очень зыбко, сказали они, отметив, правда, позитивность случившегося.

В целом же, если считать год к году, то пока остается прежняя тенденция. Об этом, к примеру, говорит исследование международной консалтинговой компании BrandScience (Media Direction Group), которое имеется в распоряжении "РГ". Оно подтверждает, что с января 2015 года по январь 2016 года произошло сокращение расходов россиян на основные продукты за счет поиска более дешевых брендов и покупки в магазинах-дискаунтерах, а также покупки продуктов по акциям. Если чуть более года назад доля таких россиян среди прошедших опрос равнялась 35 процентам, то в начале 2016 года их было уже 42 процента. Существенно снизилось число тех, кто раньше и не задумывался о такой экономии (52 процента против 44 процентов).

По данным аналитиков, помимо экономии наблюдается еще и частичное замещение дорогих продуктов, определяющих уровень жизни населения (мясо, рыба) более бюджетными (крупы, макаронные изделия). Либо свинины и говядины куриным мясом. Цена становится важным фактором выбора даже в премиальном сегменте продуктового ретейла, то есть для состоятельных покупателей.

Кроме того, почти половина опрошенных россиян (47 процентов против 36 процентов в прошлом году) тем или иным способом экономит на покупках лекарств. А что касается красоты и чистоты, то от них россияне не отказываются даже в кризис, но выросла доля людей, сокративших расходы за счет покупки в более дешевых магазинах и выбора более бюджетных марок.

Что же касается покупок мелкой бытовой техники, то и здесь россияне переключились на покупку в более дешевых магазинах (12 процентов в прошлом году против 17 процентов в нынешнем).

Как рассказала "Российской газете" Ольга Шигорина, руководитель группы экспертов, которые проводили исследование, подобная динамика потребительского поведения говорит о том, что в ближайшем будущем стоит ожидать и сокращения доходов производителей. При этом больше всего пострадают производители товаров, предназначенных для потребителей со средним доходом, поскольку именно они пострадали от кризиса больше всего.

Ольга Шигорина также не исключает, что производителям массовых товаров среднего стоимостного сегмента придется корректировать объемы производства в меньшую сторону, что может повлечь за собой и снижение объема налогов, поступающих в бюджет от этого сектора.

Ольга Шигорина утверждает, что на наших глазах формируется новый тип "экономичного" потребления.

"Если в экономике не будет происходить драматических изменений, то стоит ожидать сохранения прошлогодних тенденций, - резюмирует эксперт. - Потребители продолжат искать способы экономии: покупать в более дешевых местах, включать в список покупок более дешевые бренды взамен привычных докризисных, исключать спонтанные и необязательные покупки".

бензин начал дорожать

За последнюю неделю рост потребительских цен, по данным Росстата, составил 0,1 процента. С начала марта - 0,3 процента. А с начала года - 1,9 процента (год назад было 7,4 процента).

Снизились цены на яйца куриные, сахар-песок, свинину, курятину и рис. Особенно ощутимо подешевели помидоры и огурцы свежие - 2,3 и 1,4 процента соответственно. Чуть менее - картофель и капуста. В то же время стали дороже яблоки и морковь. Начал дорожать и бензин.

Инфографика "РГ" / Леонид Кулешов / Ангелина Жукова