16.03.2016 16:25
    Поделиться

    В Беларуси на 2017 год запланировали пенсионную реформу

    Уходить на пенсию пораньше, но жить затем достаточно скромно. Или поработать еще, чтобы получить более достойное содержание?

    Такова, если говорить упрощенно, дилемма, которая стоит сегодня перед белорусским обществом. Как, впрочем, и российским. Две союзные страны оказалась в числе немногих, где сохранились основы советской системы пенсионного обеспечения. Ее главные признаки - право на трудовую пенсию в 60 и 55 лет для мужчин и женщин и принцип солидарности, когда последующие поколения работающих фактически содержат предыдущие, вышедшие на заслуженный отдых. Прежде эта система обеспечивала достаточно высокую социальную защищенность. Однако не во всем соответствует новым экономическим и социальным реалиям.

    Главная проблема в том, что население Беларуси, увы, стареет. Каждый четвертый житель страны - пенсионер. Это оборотная сторона того отрадного факта, что за четверть века средняя продолжительность жизни в стране возросла примерно на 5 лет. В то же время рождаемость не повышается аналогичными темпами. А значит, число имеющих право выйти на пенсию растет, а число занятых в экономике и других отраслях остается примерно на том же уровне. В итоге на сотню работающих приходится все больше пенсионеров. Сегодня уже 61. Если ничего не менять, то через несколько лет на 100 работающих окажется 66 ветеранов. А к 2030 году и вовсе 78. А ведь молодым людям и гражданам среднего возраста нужно еще и детей растить. То есть урезать их доходы в пользу пенсионеров не получится. В результате постепенно снижается соотношение среднего заработка и средней трудовой пенсии. Еще несколько лет назад оно составляло 0,45, сегодня - на несколько сотых меньше.

    В прошлом году, например, размер средней пенсии - она составила примерно 2,9 миллиона белорусских рублей (примерно 9900 российских при курсе 292 белорусских рубля за один российский) - удалось поднять только на 6,1 процента, что не полностью компенсировало рост цен и тарифов. Максимальная трудовая пенсия достигала 4,4 миллиона рублей (примерно 15 тысяч российских). Отсюда нарекания по поводу того, что дифференциация пенсий в зависимости от трудового вклада относительно невелика. Словом, вопрос о совершенствовании пенсионной системы назрел.

    Что волнует профессионалов? Министр труда и социальной защиты Марианна Щеткина считает социально неприемлемым снижение соотношения средней трудовой пенсии и среднего заработка менее чем до 0,4. Соответственно, главную задачу предстоящего совершенствования пенсионной системы она видит в том, чтобы стабилизировать число занятых в экономике на уровне не менее 5,5 миллиона человек. Сделать это можно за счет увеличения трудового стажа, необходимого для получения пенсионного пособия.

    Каким образом?

    На недавнем совещании по вопросам совершенствования пенсионной системы Александр Лукашенко поставил задачу учесть все нюансы.

    И условия работы, и различия между городом и селом, и то, что женщины традиционно уходили на пенсию раньше, и то, что они живут в среднем на 10 лет больше белорусских мужчин. И то, что в 55-60 лет многие ветераны еще полны трудового энтузиазма. В итоге сформировались три возможных варианта повышения срока выхода на пенсию. Первый - 63 года для мужчин и 58 для женщин. Второй - 63 на 60. И наиболее радикальный - 65 на 60.

    Вряд ли эти параметры можно назвать критичными. Хотя бы потому, что очень значительная часть белорусских пенсионеров продолжает трудиться, порой до весьма почтенного возраста, получая вместе с заработком и основную часть пенсии. Но в любом случае перемены произойдут постепенно. Наращивать пенсионный порог планируется по 6 месяцев в год. Старт может быть дан уже с 2017 года.

    Впрочем, пока это предположения. Работа над совершенствованием пенсионной системы в Беларуси продолжается.

    А как в России

    В России полемика вокруг повышения пенсионного возраста ведется уже минимум три года. Ее инициатором стал минфин. Позиция финансового ведомства предельно прагматична - из-за растущей продолжительности жизни и других социально-экономических факторов увеличивается нагрузка на Пенсионный фонд России (ПФР). По данным Счетной палаты, к началу 2016 года дефицит ПФР составил 543,6 млрд рублей, а на 2016 год плановый дефицит заложен в размере 175,1 млрд рублей.

    В правительстве нет единодушия по поводу причин дефицитности пенсионной системы. Социальный блок кабмина, не отвергая в принципе возможность когда-нибудь повысить возраст выхода на пенсию, настаивает на том, что сегодня это не имеет ни экономической, ни демографической целесообразности. Реальной экономии это не даст, разве что в первые два-три года. И продолжительность жизни, особенно среди мужчин, у нас еще далека до европейской.

    Глава российского минтруда Максим Топилин выразил сомнение в эффективности предложения финансово-экономического блока. "От повышения пенсионного возраста, скорее всего, не будет экономии. Здесь будет просто адаптация системы с тем, чтобы пенсии не упали", - сказал он. А вице-премьер Ольга Голодец заявила по поводу слухов о повышении пенсионного возраста уже с 2018 года: до 2018 года правительство не намерено рассматривать этот вопрос.

    Президент Владимир Путин убежден, что для повышения пенсионного возраста в нашей стране время еще не настало. Но проблема есть. "Количество работающих, которые вносят свой вклад в пенсионную систему, уменьшается, а количество пенсионеров увеличивается, - сказал глава государства на последней пресс-конференции. - Если никак не реагировать, то это приведет к тому, что доходы пенсионной системы будут сокращаться... К чему это может привести? По сути, к сокращению доходов самих пенсионеров. Придется государству просто понижать уровень пенсионного обеспечения или повышать пенсионный возраст... Когда-то это придется сделать, во всех странах это сделано, во всех, кто нас окружает. Решения должны быть приняты своевременно, с тем чтобы мы не обрушили пенсионную систему через 5, 10, 15 лет".

    Впрочем, первый шаг уже сделан. В декабре Госдума приняла в первом чтении законопроект, который предполагает постепенное увеличение минимального стажа гражданской госслужбы, дающей право на пенсию за выслугу лет, а также увеличение с 60 до 65 лет предельного возраста нахождения на гражданской госслужбе. Одновременно для госслужащих предусмотрено постепенное увеличение до 65 лет возраста, дающего право на страховую пенсию: ежегодно его повышать на полгода.

    Что же касается остального трудового люда, то российские власти начали экономически стимулировать более поздний выход на пенсию. Можно отложить на любое время получение пенсии или приостановить выплаты, и гражданину начисляются дополнительные пенсионные баллы, которые при фактическом выходе на пенсию конвертируются в деньги.

    Подготовила Татьяна Смольякова

    Поделиться