По словам президента корпорации Владимира Солнцева, это будет не один космический корабль, а серия под общим названием "Федерация". "И у каждого будет собственное имя, - пояснил он корреспонденту "РГ". - Мы живем в Российской Федерации, в ней 85 субъектов, их названия и станут именами кораблей".
Сейчас идут опытно-конструкторские работы. Изготовлена технологическая капсула из композитных материалов, на которой будем проводить цикл различных динамических, статических испытаний. Запланировано уже в конце этого года подойти к изготовлению летного образца. Все строго по графику. Начало летных испытаний корабля на околоземной орбите с использованием ракеты-носителя "Ангара-А5П" запланировано в беспилотном варианте на 2021 год, а в пилотируемом - на 2023-й. И - с космодрома Восточный.
На последнем МАКСе был впервые показан возвращаемый командный отсек нового корабля. Говорят, композитная оболочка такая легкая, что ее могут спокойно поднять четверо взрослых мужчин. "Если они достаточно тренированны и могут поднять 800-900 килограммов, - уточняет Владимир Солнцев. - Новый корабль проектируется в том числе и из композиционных материалов, но это не самоцель. Композит будем использовать там, где он проявляет себя наилучшим образом. Жизнь ускоряется, и то, что еще вчера казалось невозможным, сегодня становится реальностью. Будущее - за новыми технологиями, это и композиты, и 3D-печать".
Оболочки космических кораблей во всем мире производились и производятся из алюминиевых сплавов, но количество и длина сварных швов ограничивают возможности конструкторов. Как говорит Солнцев, любой шов - это зона высокой концентрации напряжения. А композит позволит "наматывать" поверхности любой сложности и конфигурации. Мы уходим от сварки, других соединений. Получается "монокок", то есть единый несущий элемент. Но здесь еще есть над чем подумать... Впереди еще цикл испытаний и поиск правильных решений.
В отличие от кораблей серии "Союз ТМА" основной задачей нового ПТК станут как раз полеты к Луне. Он будет обслуживать перспективные околоземные орбитальные станции и объекты на окололунных орбитах: доставлять космонавтов и грузы, обеспечивать спасение экипажей. Корабль сможет до 30 суток находиться в автономном полете, а значит, можно будет проводить самые сложные научные эксперименты.
Раньше рассматривался вариант экипажа из шести космонавтов. Сейчас позиция такая: четыре человека оптимально для полета. Но в случае необходимости экипаж может быть увеличен до шести человек. Как сказал Владимир Солнцев, свободный объем, приходящийся на одного человека, будет ощутимо больше, чем на "Союзах". При проектировании возвращаемого аппарата нами применяются передовые конструктивные и дизайнерские решения, благодаря которым жизнь экипажа в корабле станет отвечать современным эргономическим стандартам. Это, например, новые кресла, более удобные для размещения экипажа.
Теплозащита возвращаемого аппарата рассчитана на вход в атмосферу при возвращении от Луны со второй космической скоростью. Она создается на основе теплозащитных материалов с плотностью в три раза меньшей по сравнению с применяющимися на кораблях "Союз ТМА". Конструктивно теплозащита представляет собой панели значительно большего размера, чем плитки на американском шаттле или нашем "Буране". Для обеспечения многоразового использования возвращаемого аппарата панели теплозащиты выполняются заменяемыми при межполетном обслуживании.
На сколько запусков рассчитывается новый корабль? На низкую орбиту - до 10 раз, и столько же при кратковременных полетах к Луне. Если будет длительная лунная экспедиция, то со стыковкой к окололунной орбитальной станции не менее, чем на 3 раза.