Не убила надежду мгновенно стать богатым вместе со взмахом крупье, как бы невзначай роняющим с ладони в белой перчатке магический шарик или красиво и мягко стелящим на зеленое сукно нескончаемую колоду карт... И конечно, незабываема последняя (удачная!) попытка сорвать куш, когда "однорукий бандит" ответит пронзительной сиреной и нескончаемым сверканием. Об этом законе и пойдет речь.
За год-полтора перед принятием федерального закона о запрещении азартных игр редкая неделя обходилась без пространной публикации в центральной или региональной прессе на тему: стоит ли запрещать казино, игорные дома и совершенно безобидные игровые автоматы? Те самые автоматы, такие яркие и красивые, которые как-то быстро и неожиданно распространились в кинотеатрах, магазинах, на вокзалах, в аэропортах, а также специально отведенных и даже совершенно неприспособленных для игровых действий местах. Газеты и их издатели печально вопрошали: а куда же девать столько блестяще подготовленных работников игровой отрасли - крупье и дилеров, имея, наверное, в виду, помимо них охранников, вышибал, уборщиц, водителей, кассиров, милиционеров, рэкетиров, карманников, простых бандитов и прочая, и прочая? А их жен и детей? А других членов семей, неожиданно, но прочно прикипевших к доходному бизнесу?
Поправки в любой закон - не прихоть. Развиваются наука, технологии, инфраструктура, растут технические возможности, которые естественным образом заставляют подтягиваться гуманитарно-юридический аспект. В этот вполне естественный процесс, уверены специалисты, оказываются вовлеченными разные социальные группы граждан с разными интересами, задачами и целями. В случае с поправками к закону о лотереях эксперты выделяют два направления, если не противоположных, то, по крайней мере, явно конкурирующих между собой.
Стоит напомнить, что в первом чтении эти поправки были приняты Госдумой почти год назад - в июне 2015 года. И работа, точнее, доработка велась с той поры и ведется по сегодняшний день самая активная. В ней и участвуют эти две стороны, предложенные изменения в закон одной из которых могут в определенной степени создать условия для возрождения структуры по организации азартных игр под видом лотерей.
Свои принципиальные позиции по этому поводу формулировали специалисты самого разного уровня. Пресса, в частности, ссылалась на замечания и помощника президента Андрея Белоусова и начальника Государственно-правового управления президента Ларисы Брычевой, других экспертов.
Информационные агентства сообщили, что депутаты петербургского Законодательного собрания предложили запретить в России компьютерные лотереи с электронными билетами. Проверки правоохранительных органов показали, что множество фирм под видом бестиражных лотерей организуют азартные игры, когда алгоритм розыгрыша призового фонда не закладывает в лотерейные билеты информации, позволяющей определить выигрыш заранее. Тем временем на сайтах проекта "Российская общественная инициатива" (РОИ) и change.org ведется сбор подписей под петицией об отмене предложенных поправок в закон "О лотереях". А общественные активисты собирают подписи горожан под данной петицией на улицах Москвы.
Что предлагают лоббисты новой лотереи, на чьей стороне выступают, если и не прямые, то, наверное, косвенные защитники старых и добрых, как принято говорить, "одноруких бандитов"? Экспертное мнение на этот счет - весьма однозначно. Поправки в закон о лотереях, предлагаемые лоббистами, предусматривают возможность проведения бестиражных государственных лотерей с использованием лотерейных аппаратов по распространению лотерейных билетов и видеолотерейных терминалов (ВЛТ), а также введение в законодательство нового понятия - лотерейный магазин. Такое оборудование обладает следующими характеристиками: моментальность проведения лотереи с учетом визуального отображения хода игры в виде текстовой и графической информации. Это полностью соответствует характеристикам игрового автомата. Концентрация лотерейных аппаратов и ВЛТ в одном месте и оказание там сопутствующих услуг будут иметь все признаки зала игровых автоматов. Таким образом, введение новых понятий - "ВЛТ", лотерейный аппарат, лотерейный магазин, а также распространение бестиражных лотерей в сети Интернет, создаст условия для проведения незаконных азартных игр под видом гослотерей.
Уже в декабре прошлого года, как писали СМИ, были готовы новые поправки. В них, кстати, шла речь о запрете на использование бестиражных лотерей в Интернете. К 1 мая, аккурат к главному престольному празднику православных россиян, работа над поправками может завершиться.
В чью пользу? Что ждет лотерею? Предполагаются следующие изменения. Должен быть определен, во-первых, единый организатор лотерейной деятельности. В прессе активно, хотя и предварительно, сватают на этот пост министерство спорта. Во-вторых, пойдет речь и об операторе лотерей. Именно с оператором организатор лотереи будет заключать контракт по результатам отрытого конкурса. В идеале, разумеется.
Предполагается, если судить по проекту поправок, сохранить и формат бестиражной лотереи, в том числе и с использованием лотерейных аппаратов и видеолотерейных терминалов. Предполагается с оговоркой: в соответствии с новыми поправками их функция должна ограничиться продажей билетов, на которых уже при создании будут нанесены результаты розыгрыша. Принцип игровых автоматов в этом случае сохраняется, хотя и в несколько измененном виде.
Защитники прав потребителей считают вариант новых поправок слишком мягким для борьбы с азартными играми. "Сохранение принципа моментальности, - говорит председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин, - уже само по себе провоцирует проявление азарта... А возвращение лотерейных аппаратов, да еще в шаговой доступности, можно считать ренессансом "одноруких бандитов". Какая разница, будет ли человек дергать за ручку часами, чтобы выпала нужная комбинация, или билеты бестиражной лотереи? Принцип, на мой взгляд, тот же, - уверяет Дмитрий Янин. - Если лотерея тиражная, то после покупки билета человек долго ожидает розыгрыша, что само по себе не приводит к неконтролируемым денежным тратам под воздействием азарта".
Вот еще несколько точек зрения на этот счет. Кирилл Кабанов, глава Национального антикоррупционного комитета, считает, что история с поправками в Закон "О лотереях" пролоббирована. "Еще в советские времена, - говорит он, - все начиналось с билетов моментальных лотерей, по сути, это и было начало игорного бизнеса. Я не думаю, что такая история сегодня полезна. Ограничения, которые касались игорного бизнеса, создание игорных зон и так далее были связаны в том числе с негативными социальными процессами. Сейчас мы эту нехорошую историю фактически возрождаем, ставим в тяжелое экономическое положение людей зависимых".
Заместитель председателя Комитета ГД по охране здоровья Сергей Дорофеев заявил о том, что не поддерживает идею повсеместного распространения лотерейных терминалов и не считает правильными попытки сделать более доступными любого рода азартные игры. "Я не сторонник каких бы то ни было азартных игр, в том числе лотерей, я против широкой доступности таких игр. Азартные игры - это не тот тип игр, который нужно пропагандировать", - подчеркнул Сергей Дорофеев.
Весьма эмоционально высказался на эту тему и депутат ВМО Строгино города Москвы Юрий Черноусов. По его мнению, принятие поправок будет означать социальный регресс, взрыв правонарушений и коррупции. "Несчастные игроманы и еще более несчастные члены их семей попадут в рабство к "одноруким бандитам", станут заложниками несовершенного законодательства, - заявил депутат. - Если не остановить начавшийся процесс, то уже к июню 2016 года страну завалит волна распространения игровых автоматов под видом лотерейных терминалов".
Азарт, страсть, мания - слова не с самым положительным оттенком, проще говоря, грехи человеческие. Легче всего избежать их, когда не будет рядом соблазнов. Но не стоит лукавить: видеолотерейный терминал - это тот же игровой автомат, "однорукий бандит", с рычагом или кнопкой - не важно. Он дает колоссальную прибыль хозяину и имеет удивительные способности проникновения как можно ближе к дому, к работе, местам отдыха, какими бы жесткими ни были территориальные ограничения в поправках - доработанных и переработанных многократно. Вот почему однозначен вывод экспертов: игромания - зло. Попытка насаждать ее в обществе в любой форме, пусть самой современной и даже, на первый взгляд, технологически безупречной - вред обществу.
Любые ограничения, кроме банального запрета, приведут только к тому, что "однорукий бандит" попытается как-нибудь мимикрировать, найти лазейку в строках закона. Он обязательно попытается воскреснуть в виде ВЛТ, простейшей и безобидной интернет-программы или в другой форме. Наверное, это не его беда. Это бизнес, и здесь нет, как говорится, ничего личного. Но бизнес этот слишком древний и опытный, чтобы без боя, без ухищрений и уловок сдать свои позиции. Борьба будет. Еще какая! Потому что на кону прибыль. Еще какая!