Напомним, по задумке властей кольцевая линия скоростного трамвая должна связать между собой 20 крупных муниципалитетов области, где проживают в общей сложности более 4 млн человек, и все международные аэропорты Московского авиационного узла, которые ежегодно перевозят 50 млн пассажиров. Когда трамвайное кольцо построят, нагрузка на автомобильные дороги должна снизиться на 25%. В том числе и на МКАД, ведь сегодня прямых дорог между многими областными городами нет, и чтобы на автомобиле попасть, например, из Мытищ в Химки, через которые идет трасса на Шереметьево, нужно выехать на кольцевую автодорогу.
Общая протяженность ЛРТ составляет 246 км, 54 из которых пройдут по территории Москвы, соединив в альтернативную "линию" 8 станций столичного метрополитена.
Длина первого пускового комплекса - 74 км. Этот участок свяжет между собой города Подольск и Раменское с двумя аэропортами - действующим Домодедово и строящимся Жуковским, который примет первых пассажиров уже в этом году. "И в Подольске, и в Раменском дефицит рабочих мест, а в аэропортах, как правило, наблюдается их избыток", - отмечает начальник главного управления архитектуры Подмосковья Владислав Гордиенко. Подольчане охотно ездили бы работать в Домодедово, но дорога до него сейчас занимает 2 часа со всеми пересадками. А трамвай домчит их до рабочего места за 35 минут. Пассажиропоток нового вида транспорта оценивается в 10 тыс. пассажиров в час к 2020 году. А в 2030-м, когда первая трамвайная линия начнет расти вдаль, он будет удвоен.
48 км первого участка ЛРТ будут проложены по земле, а 26 пройдут по тоннелям - в обход пересечений с железнодорожными путями, водными объектами и автомобильными трассами. Начальной точкой трамвайной ветки, по словам Гордиенко, станет транспортно-пересадочный узел "Кузнечики", который появится в Подольске между Октябрьским проспектом и Ленинградской улицей. Такое расположение ТПУ позволит вывести к нему большинство подольских автобусных и троллейбусных маршрутов. Еще один ТПУ в этом городе будет построен рядом с платформой "Весенняя", что откроет доступ к трамваю пассажирам Курского направления железной дороги и автомобилистам, пользующимся Симферопольским шоссе. Третий крупный пересадочный узел расположится в районе строящегося терминала аэропорта Домодедово и приведет пассажиров сразу в зону вылета аэровокзала.
Эти ТПУ намечены к строительству как первоочередные, а всего на первом участке скоростного трамвая будет 8 пересадочных узлов, утверждают в Главархитектуре. Появится, например, пересадочный комплекс на станции "Раменское" - и пассажирам Рязанского железнодорожного направления не нужно будет доезжать до Москвы, чтобы попасть в аэропорт. И ТПУ у деревни Чулпаново городского округа Домодедово - в этом месте планируется сделать съезд со скоростной магистрали "Москва - Адлер".
"Строительство 8 транспортно-пересадочных узлов в перспективе обеспечит создание 56 тыс. рабочих мест", - заявил Владислав Гордиенко. Вокруг ТПУ должны появиться офисно-деловые и торгово-развлекательные центры. Это условие диктует сама экономика проекта - только лишь трамвай, стоимость проезда на котором власти обещают сделать доступной для пассажиров, инвестора не заинтересует. Ведь ЛРТ - удовольствие не дешевое: строительство 1 км трамвайных путей по сегодняшним ценам обходится в 1,5 млрд руб.
Помимо пересадочных узлов на этом участке ЛРТ будет еще 8 остановок. Их постарались расположить в местах с самым массовым трафиком. В Подольске, например, это эстакада в районе торговых комплексов "Леруа Мерлен" и "Глобус", а в Домодедово у платформы "Авиационная" Павелецкого направления МЖД. Сделают остановку и на подъезде к аэропорту Домодедово, чтобы сотрудникам расположенных в приаэропортовой зоне общественно-деловых комплексов не пришлось по дороге на работу делать разворотную петлю. В Домодедовском городском округе построят и трамвайное депо для обслуживания всей линии ЛРТ.
До 1 июля текущего года в Подмосковье обещают подготовить все документы по объему и оценке объектов недвижимости, которые планируются к изъятию как попадающие в зону строительства. Впрочем, по словам Гордиенко, проект удалось составить так, что под изъятие попадет самый минимум. В основном в Раменском районе.
Непосредственно к строительству трамвайных путей планируется приступить в 2017 году.
Кстати
В Красногорском районе Подмосковья подходят к завершению строительные работы на тестовом участке подвесного метро "Стрела", который инвестор обещает сдать в середине года. Это внеуличный транспортный комплекс, интегрирующийся в существующую транспортную сеть. На "Стреле" пассажиры будут двигаться со скоростью 60-80 км/ч на высоте 4,5 м над уровнем земли, не создавая помех наземному городскому транспорту. Подвесное метро протяженностью 8 км пройдет по территории микрорайона "Ильинское-Усово" и выйдет к ТПУ на 22-м км Новорижского шоссе.