В Историческом музее начали проводить "уроки чтения"

Надо учиться читать. Нам всем, даже тем, кто давно умеет складывать буквы.

Государственный исторический музей в Москве придумал для посетителей неожиданную программу: организаторы обновили забытый жанр просветительских лекций. Теперь по субботам в музее можно побывать на "уроках чтения" известных филологов и лучших преподавателей литературы столичных школ и вузов. В чем заключаются секреты чтения в XXI веке, выяснил наш корреспондент.

В Половецком дворике среди каменных изваяний древних половцев торопливо занимают места слушатели: мест мало, желающих много.

На большом экране фото первого издания "Мертвых душ". Крупным шрифтом набрано слово "Поэма".

"Мертвые души. Живые вещи" - так называется лекция, которую читает преподаватель русского языка и литературы столичной школы N 57 Надежда Шапиро.

То, что было символом нудности, вдруг стало популярным, как танцевальные вечера, потому что интеллектуальные занятия тоже модернизируются. Все, о чем говорят лекторы, сегодня можно увидеть и потрогать. Перед собравшимися лежат либо сами вещи, либо их фотографии.

"Мертвые души" я перечитывала раз десять. Но никогда не обращала внимания на обстоятельно описанные Николаем Васильевичем вещи. А зря. Вещи в поэме на самом деле живые.

Вот чубук и трубка, таинственное зерцало, за которым председатель совершал сделку столетий, золотистый халат, в котором мог оказаться поутру Чичиков, оставшийся у Ноздрева. Шкатулка, которая вполне могла быть знаменитым ларчиком красного дерева, который вносят вторым номером после чемодана в первой главе. Ах, чего в нем только нет: заварочный чайничек, тарелочка, чашечка, какие-то диковинные необходимости, а внизу, говорят, есть ящичек, в котором хранится бумага, которую так хотела заполучить Коробочка.

- Такие "шкатулки" вмещали в себя 80 предметов и были незаменимы для путешественника, - поясняет лектор, добавляя: - А это перо, которым Гоголь дописывал поэму. Настоящее.

Те, кто не попал на лекции, могут увидеть уникальные экспонаты на выставке "Уроки чтения".

- Я хотела, чтобы музей дал нам их все потрогать, - говорит Надежда Шапиро, но кое-где предлагает довольствоваться снимками.

- Книга с таким количеством секретов, - подчеркивает Надежда Шапиро, - что нужно постоянно выбирать между тем, что в ней написано, и тем, что мы знаем о Гоголе. А знаем мы, что он был редкий мистификатор и что ловко умел морочить всем голову.

Но за час с небольшим лектор успела открыть нам почти все его секреты. И почему так необходим был буквально в первом абзаце франт в канифасовых панталонах и манишке, застегнутой тульской булавкой, который больше никогда не появится в поэме. И смысл ужасного быта с обилием мух, закопченными потолками и люстрами, расползающимися дорогами и двухнедельным слоеным пирогом. И откуда берется вечное соотношение русского с другим миром (а что скажут иностранцы?). И почему Пушкин сначала хохотал, слушая поэму, а потом загрустил. И значение бессмысленных слов Манилова и Коробочки. И силу лирических отступлений. И почему накатывает грусть-тоска, когда читаешь заучиваемый поколениями финал: "Эх, тройка! птица-тройка, кто тебя выдумал?".

Без этого "урока чтения" я так и не узнала бы всего этого, даже перечитав "Мертвые души" в 11-й раз.

- Вот и все, - улыбается учитель. И по школьной традиции спрашивает, есть ли вопросы. Моя знакомая Евгения решается задать лектору вопрос, мучивший ее всю жизнь: "Почему "Мертвые души" называются поэмой?"

Надежда Шапиро напоминает, что Гоголь был увлечен "Божественной комедией" и задумывал написать три части, как Данте. Чем не поэма?

- Лирические отступления, звучащие по нарастающей, тоже дают ощущение поэмы, - добавляет она.

- Насколько Гоголь был маргинален, то есть необычен для своего времени, - интересуется молодой человек.

- Ну, маргинален не значит необычен, - поправляет его лектор. - Был ли необычным? Возможно. Например, сказал товарищам, что пишет книгу под названием "Мертвые души", и больше не добавил ничего, чем ужасно разогрел их любопытство.

Колоритный мужчина средних лет интересуется, почему титульный лист первого издания оформлен необычным образом с выделением слова "поэма". "Почему Гоголь сжег второй том?" - смело задает девушка вопрос, который не дает покоя всем, читавшим поэму.

- В жизни писателя наступает такой момент, когда он начинает думать, что он - мессия, - отвечает Надежда Шапиро. - Гоголь понял, что он должен показать возрождение Чичикова и даже Плюшкина. Но нет. Не получилось.

Молодой бармен, разливающий чай (уроки проходят за чашкой чая), тоже не удержался и поинтересовался, случались ли в реальности сделки с мертвыми душами?

- Известно, что Гоголь просил своих друзей присылать ему всякие каверзы делопроизводства, говорят, что и такое вполне могло быть, - отвечает она.

Напоследок спрашиваю у соседки Марии, которая пришла на лекцию со своей мамой и 14-летней дочерью Сашей, оправдались ли ожидания.

- Я пришла показать дочери другой мир, а не тот, что ее окружает, - говорит она. - Мне кажется, у меня получилось.

Все лекции "Уроки чтения за чашкой чая" можно посмотреть и послушать на сайте музея. 19 марта тему "Литература Серебряного века: расширение пространства" представит Евгения Абелюк, заслуженный учитель РФ, преподаватель лицея N 1525 "Красносельский". 2 апреля лекцию на тему "Русская классика XIX века как ключ к пониманию литературы века XX" читает Константин Поливанов, филолог, историк литературы, доцент школы филологии НИУ ВШЭ. Начало в 16.00. Вход на уроки по музейным билетам.

Мнения

Инна, 40 лет, врач (на лекцию пришла со школьной тетрадкой и готовностью конспектировать)

- Познавать материал на лекциях - это такая концентрация внимания и эмоций, которая не сравнима ни с чем. Это совсем не скучный жанр для выходного дня.

Евгения, 43 года, музыкант (на лекцию пришла, чтобы почувствовать себя студенткой)

- В 15 лет на вступительном экзамене по литературе мне достался билет "Почему "Мертвые души" называются поэмой?". Я получила "отлично", от души пересказав все содержание и описав всех героев. Но ответа на этот вопрос до сих пор не знала. И только сегодня услышала.

Загадка для читателя "РГ"

Какой из предметов в поэме Гоголя больше всего похож на своего хозяина и почему вы так считаете? Ответы оценивает лектор.