Адвокат незарегистрированной крымскотатарской организации Джемиль Темишев сразу попросил суд не приобщать к иску большинство из 600 документов, предъявленных прокуратурой и доказывающих экстремистскую и противоправную деятельность. Темишев назвал их недопустимыми и не относящимися к делу, однако суд отклонил его доводы.
Доказательства экстремисткой деятельности меджлиса привела прокурор РК Наталья Поклонская. Они, по мнению обвинения, содержатся даже в уставных документах организации. В частности, в них закреплена исключительность крымскотатарского народа по отношению к другим народам, населяющими полуостров. Прокурор также напомнила о блокировании меджлисом здания Верховного Совета АРК в феврале 2014 года, в результате которого пострадали 78 человек, а двое скончались.
В мае того же года меджлис организовал массовые беспорядки на границе Крыма с Украиной, в результате чего травмы получили сотрудники полиции. Кроме того, в июне того же года в Днепропетровске Мустафа Джемилев подписал с олигархом Игорем Коломойским, на тот момент возглавлявшим областную администрацию, меморандум о сотрудничестве по возвращению Крыма в состав Украины.
Поклонская также привела неоднократные экстремистские высказывания председателя меджлиса Рефата Чубарова в украинских СМИ. А организованная с его участием блокада Крыма нанесла республике убытки на сумму свыше двух миллиардов рублей.
При этом аргументы защиты в основном сводятся к тому, что меджлис является коллегиальным органом, и в этом качестве он не принимал решения ни об организации беспорядков в Крыму, ни о блокировании полуострова, ни о каких-либо иных противоправных действиях.
- Меджлис является коллегиальным органом, состоящим из 33 человек. Многие из них находятся в разных партиях и порой придерживаются противоположных взглядов. И каждый член меджлиса имеет свое мнение, - заявил в прениях Джемиль Темишев. - Решение о блокировании транспортных коммуникаций, перекрытии пунктов выезда с территории Украины, об экономической блокаде, а также о различных массовых мероприятиях коллегиальным органом не выносились.
Аргумент о том, что меджлис не может нести ответственность за высказывания и действия отдельных его членов, похоже, является генеральной линией защиты. Темишев не раз настаивал на том, что члены меджлиса никак не могли повлиять на Рефата Чубарова, находящегося за пределами Крыма. Мустафа Джемилев, по словам защиты, - вообще рядовой делегат курултая, а главный организатор блокады полуострова Ленур Ислямов не имеет никакого отношения ни к меджлису, ни к курултаю. Тем не менее, прокурор не верит в искренность этих заявлений и считает их всего лишь тактикой защиты.
- В здании суда представители меджлиса вроде открещиваются от своих лидеров. Но как только выходят за порог суда, снова начинают поддерживать те же лозунги, которые провозглашаются Чубаровым, Джемилевым, - сказала Поклонская. - Никто из членов меджлиса не говорил ранее, что они не поддерживают заявления Чубарова и Джемилева. А в суде они говорят, что знать не хотят таких людей. Так что это только тактика защиты.
Прокурор напомнила статью 15 федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности": если высказывания руководителей или членов руководящего органа общественной организации являются его личным мнением, то организация обязана в пятидневный срок их опровергнуть. В случае с заявлениями лидеров меджлиса ничего подобного сделано не было.
Сторона защиты настаивает на привлечении к процессу не менее десяти свидетелей, в том числе вице-спикера Госсовета Ремзи Ильясова, председателя Госкомитета по делам межнациональных отношений и депортированных граждан РК Заура Смирнова, председателя Духовного управления мусульман Крыма, муфтия Крыма Эмирали Аблаева и других.
Напомним, исковое заявление о признании меджлиса крымских татар экстремистской организацией прокурор республики Наталья Поклонская подала в Верховный суд Крыма 15 февраля. В этот же день прокурор вручила копию документа заместителю председателя меджлиса Нариману Джелялову, выступающему на процессе ответчиком.
Верховый суд Крыма начал рассмотрение иска 3 марта. На предварительных слушанья адвокат Джемиль Темишев ходатайствовал о переносе рассмотрения по существу в связи с тем, что у него было недостаточно времени для ознакомления с материалами, собранными стороной обвинения. В качестве доказательств экстремистской деятельности меджлиса прокурор Наталья Поклонская приобщила к иску свыше 500 документов и семь дисков с видеозаписями. На предварительных слушаньях судья удовлетворила ходатайство защиты, отложив процесс на неделю.
Текст публикуется в авторской редакции и может отличаться от вышедшего в номере "РГ"