17.03.2016 10:41
    Поделиться

    Что мешает крымским макаронам выйти на российский рынок

    Дорогая логистика мешает крымским макаронам попасть на стол россиян
    За три года крымские предприятия, специализирующиеся на выпуске макаронных изделий, должны нарастить объемы производства, укрепиться на местном рынке и выйти на российский. После строительства моста через Керченский пролив конкуренция со стороны материковых макаронников значительно усилится.

    Не пастой единой

    Крупнейший и старейший производитель в этой отрасли - Крымская макаронная фабрика - несколько лет назад занимал 15 процентов украинского рынка, поставляя на материк около 50 процентов своей продукции. После вхождения республики в состав РФ предприятие в несколько раз сократило объем производства и переориентировалось на внутренний рынок.

    Сегодня фабрика на 40 процентов обеспечивает потребность крымчан в макаронах. В ее ассортименте - 16 видов изделий из мягких сортов пшеницы: восемь - короткорезаные, еще восемь - длиннорезаные. Основная задача предприятия - удержать позиции на местном рынке на фоне возросшей конкуренции со стороны предпринимателей с материка. Но для этого нельзя допустить повышения себестоимости продукта и снижения его качества.

    - Наша фабрика занимала третье место среди восьми крупнейших украинских производителей. В России совсем другой уровень конкуренции: крупных предприятий более 50, конкурировать с ними сложнее. А себестоимость готовой продукции у них ниже за счет больших объемов и замкнутого цикла производства, - говорит заместитель директора Крымской макаронной фабрики Дмитрий Волков.

    Крымские макаронники оказались в более сложных условиях, чем их коллеги с материковой части России, из-за высоких цен на муку и тарифной политики "Морской дирекции". Например, на симферопольской фабрике макаронные изделия изготавливаются по классической итальянской технологии на итальянском и швейцарском оборудовании из крымской муки высшего сорта. По вкусовым качествам местный продукт нисколько не уступает произведенным в других регионах РФ.

    - Качество макаронных изделий зависит от свойств муки. В прошлом году урожай был хороший, но качественная крымская пшеница вывозится на материк, поэтому местным производителям непросто найти необходимый объем сырья. Зерно требуемого качества осенью стоило 6 тысяч рублей за тонну, а сейчас - 11. Но на крымской фабрике цены на свою продукцию стараются не повышать, - говорит Дмитрий Волков.

    Можно привезти подходящую по качеству и цене муку из Краснодарского края и даже с Алтая, но дорогая транспортировка через паромную переправу повысит себестоимость конечного продукта. А значит, снизит его конкурентоспособность на местном рынке.

    Тариф преткновения

    Объем республиканского рынка макаронных изделий специалисты оценивают в 600-700 тонн в месяц. Крымская фабрика производит 400-500 тонн продукции ежемесячно, хотя мощности позволяют изготавливать до 1,5 тысячи тонн. И предприятие постепенно наращивает объемы: в феврале было выпущено 400 тонн продукции, в марте планируется уже 600, к июню - 800, к сентябрю - 1000 тонн.

    Чтобы удержать позиции на внутреннем рынке и начать экспансию на российский, фабрика намерена расширить ассортимент и модернизировать производство. В частности, приобрести новую швейцарскую линию для изготовления короткорезаных макарон, которые сейчас очень популярны среди покупателей.

    - Российский рынок отличается от украинского по структуре спроса. На Украине около 70 процентов продаж приходились на длинную вермишель и спагетти, а на рожки, бантики и другие виды короткорезаных изделий только 30 процентов, в России же все наоборот, - говорит Дмитрий Волков.

    С югом России крымским макаронникам конкурировать сложно, ведь у большинства предприятий Краснодарского края замкнутый цикл производства: собственный элеватор, мукомольный цех, что значительно снижает себестоимость их продукции. Несмотря на это изделия крымской фабрики можно купить в сети магазинов "Крымский дворик" в Екатеринбурге и Санкт-Петербурге. Выказывают интерес к нашим макаронам и предприниматели из Таджикистана, но наладить поставки туда мешают высокие тарифы на перевозку через паромную переправу.

    Крымская макаронная фабрика - стратегически важный объект, и у таких предприятий, по мнению руководства, должны быть тарифные преференции на грузоперевозки, ведь многие предприниматели возят с материка сырье и рассматривают возможность поставки туда готовой продукции.

    Большие надежды фабрика возлагает на свободную экономическую зону, которая откроет новые возможности. Предприятие уже подало документы для регистрации в СЭЗ. И вскоре благодаря нулевой таможенной пошлине планирует привезти в Крым новое импортное оборудование.

    В поисках инвестора

    Готовы побороться за место на макаронном рынке и представители малого бизнеса республики. В частности, предприятие "Стармак" в конце прошлого года получило правительственный грант в 500 тысяч рублей на новый фасовочно-упаковочный комплекс. А его сотрудники прошли обучение в Казани для работы на новом оборудовании.

    - Новый фасовочно-упаковочный комплекс позволит расширить ассортимент. Фасуем готовую продукцию по одному и пять килограммов. Пакеты по 450 и 500 граммов выпускать не могли из-за отсутствия оборудования, а такой объем наиболее востребован торговыми сетями и супермаркетами, - говорит директор "Стармака" Андрей Артеменко.

    Предприниматель признает, что для выхода на российский рынок нужно повысить объемы производства, а значит, купить новое оборудование. Сегодня предприятие производит только 1,5 тонны макаронных изделий в сутки, но есть желание увеличить объем продукции в несколько раз - все дело за финансами.

    - Мы получили декларацию о соответствии техническим регламентам Таможенного союза. Конечно, планируем выйти на российский рынок. Хотим приобрести итальянское оборудование, которое позволит увеличить объемы производства и повысить качество макарон, но оно очень дорогое, - говорит Андрей Артеменко. - А еще необходимо подготовить помещение - провести туда свет и газ, соблюсти техусловия. Мы в поиске инвестора. Взять кредит в банке нет возможности.

    Кроме того, по мнению представителей отрасли, для поддержки местного производителя в республике необходимо организовать по примеру РФ единые центры муниципального заказа, которые занимались бы централизованной поставкой продуктов питания - мясной, молочной, макаронной - в школы, детские сады и больницы.

    Поделиться