С того злополучного дня прошел почти год, но Алена Калетина помнит все до мелочей. Вечером 8 мая 2015 года у нее появилась непонятная и неприятная боль в затылке. Муж посмотрел и ахнул: клещ! Паразит уже присосался. Аккуратно, но с трудом он его вытащил.
- Видно, клещ забрался в наш автомобиль, - предполагает Алена. - Муж работает в лесу, утром он приехал с ночной смены, а я сразу села за руль и отправилась на работу.
Супруги положили клеща в баночку и поехали в травмпункт. Там Алене обработали ранку и посоветовали утром отвезти членистоногого в лабораторию на исследование, так как в тот день было уже поздно. Дежурный врач назначил противовирусные таблетки.
В субботу 9 мая клеща доставили в лабораторию, а в воскресенье Алене позвонили: обнаружен антиген вируса клещевого энцефалита. Срочно в больницу! Нужна экстренная специфическая профилактика - противоклещевой иммуноглобулин.
С результатами анализа Алена примчалась в травмпункт. В кабинете был тот же врач. На удивление он не разделил беспокойство пациентки.
- Ну и что? - спросил равнодушно. - Вы же таблетки пьете. А иммуноглобулина у нас нет. Покупайте, поставим.
Калетины поехали по аптекам. В первых трех препарата не оказалось. Наконец нашли! Стоил недешево: вместе со шприцем - 3708,05 рубля. Да разве смотришь на цену, когда речь идет о здоровье! Купили - и снова в травмпункт.
Перед кабинетом доктора Алену с иммуноглобулином в руках увидела медсестра и заявила:
- Мы не ставим.
Неожиданно врач тоже отказался делать инъекцию, ссылаясь на приказ заведующего.
Супругам пришлось искать другую больницу. Но в выходной день и частные, и государственные клиники не работали. Оставался последний вариант - обратиться в скорую. В приемном покое их выслушали, сделали несколько звонков и посоветовали вернуться в травмпункт.
- Врачи объяснили, что вакцина сложная, чтобы ее вводить, нужен специальный допуск, а у них его нет, - говорит Алена. - Но пообещали: если снова откажут, то постараются помочь, в беде не оставят.
В травмпункте Алена решила сначала завести карточку в регистратуре. Рассудила так: если с ней что-то случится, потом трудно будет доказать, что она тут была. Правда, она и в первый раз пыталась это сделать. Но тогда ей отказали, узнав, что клещ извлечен самостоятельно. Сразу направили к врачу. На этот раз она решила схитрить. Сделала вид, что пришла впервые.
- Клещ на вас? - тот же вопрос.
- Да, на мне.
Начали оформлять карточку. В это время мимо проходила молоденькая медсестра из процедурного кабинета, которая слышала про историю с клещом. Она узнала Алену и тихонько шепнула, чтобы она проходила не к врачу, а сразу на укол.
На этом можно было бы поставить точку. Но Алена Калетина решила идти в суд.
- Обидно стало, - призналась наша героиня. - Семья очень переживала, а когда родные узнали, что клещ энцефалитный, да еще врачи отказываются помочь, и вовсе потеряли покой. Среди наших знакомых есть люди, ставшие инвалидами после укуса, поэтому все понимали, чем это может закончиться. Старшая дочь готовилась к сдаче ЕГЭ, но никакие экзамены на ум не шли. Муж не находил себе места. И только врачи были спокойны.
В суде Алена Калетина просила взыскать с больницы в качестве компенсации морального вреда 100 тысяч рублей. Суд согласился, что вина медучреждения есть, однако не нашел доказательств того, что бездействие медиков поставило под угрозу жизнь и здоровье пациентки, поэтому решил: хватит и десяти тысяч. А вот стоимость препарата ей вернули полностью. По программе госгарантий бесплатного оказания медпомощи в случае положительного результата исследования противоклещевой иммуноглобулин должны ставить бесплатно. В действиях доктора, который сначала предложил купить лекарство, а потом отказался его вводить, суд не нашел нарушений. По его мнению, Алена Калетина неправильно перевозила препарат, поэтому у медработников не было законных оснований для его применения. По инструкции иммуноглобулин необходимо доставлять в закрытом контейнере при температуре от +2 до +8 градусов, а в каких условиях находилось лекарственное средство, пока пациентка с ним ездила по городу, неизвестно.
Согласно региональной программе развития здравоохранения до 2020 года за приобретение иммунобиологических лекарственных препаратов отвечает профильный департамент. Чиновники этого ведомства в суде пояснили, что противоклещевой иммуноглобулин, как и ряд других медикаментов, выдается подведомственным учреждениям по их заявкам. От ГБУ "Курганская больница скорой медицинской помощи", в состав которой входит травмпункт, в 2015 году таких заявок не поступало.
Тем временем главный врач больницы Сергей Фролов сообщил "РГ", что они не обязаны были делать эти заявки, поскольку между травмпунктом и клещевым энцефалитом нет никакой связи.
- У нас даже нет медико-экономических стандартов оказания помощи больным с укусами клещей, - пояснил главврач. - В травмпункте только удаляют клеща, а пациент сам отдает его на исследование в лабораторию, а потом идет в поликлинику к инфекционисту. Более того, у нашей больницы нет лицензии на оказание помощи пациентам с инфекционными заболеваниями и нет соответствующих специалистов. После того как Калетина получила заключение лаборатории, у нее было время, чтобы спокойно, без нервозности, обратиться в поликлинику. Это можно сделать в течение трех суток.
По мнению главврача, спорная ситуация возникла из-за того, что два ведомства - областной департамент здравоохранения и территориальный Фонд ОМС - не могут договориться. Дело в том, что ни самого иммуноглобулина, ни средств на него больнице не выделяют. Департамент здравоохранения настаивает: надо покупать! А Фонд ОМС считает это нецелевым использованием бюджетных средств.
- Дискуссия о том, кто и за чьи деньги должен приобретать препарат, закончилась тем, что в июле прошлого года пришло письмо из федерального Фонда ОМС и Министерства здравоохранения РФ, - рассказал Сергей Фролов. - Там было черным по белому написано: это обязательство бюджета. А бюджет бедный, денег нам не выделяет.
Между тем суд указал: право гражданина на бесплатную медпомощь не должно зависеть от финансовых отношений между медицинским учреждением и его учредителем, а также от уровня бюджетной обеспеченности. Больница с решением суда не согласилась, хотя обжаловать его не стала.
Медсестра, которая на свой страх и риск все-таки поставила Алене укол, нарушила инструкцию, хотя с позиции департамента здравоохранения, по словам Сергея Фролова, она молодец. Девушку пока не стали наказывать.
Между тем
В алгоритме оказания медицинской помощи лицам, пострадавшим от укуса клеща, опубликованном на сайте департамента здравоохранения Курганской области, названы адреса медучреждений, куда нужно обращаться. В перечне - детский травмпункт (ул. К. Мяготина, 114) в Кургане и Курганская больница скорой медицинской помощи (ул. Кирова, 65).
На официальный запрос "РГ", обеспечены ли лечебные учреждения Курганской области в 2016 году противоклещевым иммуноглобулином, в региональном департаменте здравоохранения ответили, что сейчас идет процедура закупа. Количество вакцины и финансирование будут определены после проведения всех этапов аукциона.
На заметку
Чаще всего клещи кусают человека в голову (волосистую часть), уши, в область шеи, ключиц и груди. Укусы нередко бывают на руках, спине, коленных сгибах, в паху и подмышках, то есть там, где тонкая кожа, которую легко прокусить, и близко проходят крупные кровеносные сосуды. Укус клеща можно и не почувствовать, так как в его слюне содержатся обезболивающие вещества. Распознать его можно по черной точке на коже - это брюшко присосавшегося паукообразного. Вокруг этого места часто образуется белое пятно, а по его краям появляется сыпь.
Снимать клеща следует очень осторожно, чтобы не оборвать хоботок: захватить пинцетом или обернутыми чистой марлей пальцами и повернуть его тело вокруг своей оси и извлечь. Место укуса продезинфицировать. Если осталась черная точка (оторвалась головка или хоботок), обработать ее йодом. Снятого клеща нужно доставить на исследование в лабораторию.
Справка "РГ"
По данным регионального управления Роспотребнадзора, Курганская область считается неблагополучной по заболеваемости клещевым вирусным энцефалитом. В 2015 году ее уровень снизился в 1,42 раза, но продолжает превышать средний показатель РФ на 15,2 процента.
В прошлом году первый укушенный обратился в больницу 12 марта. Всего за год пострадало 2620 человек. Диагноз "клещевой вирусный энцефалит" поставлен 16 жителям области, в том числе четверым детям.