- В стране и так сложная ситуация из-за распространения религиозного экстремизма, а тут еще "телефонные взрыватели" отвлекают внимание, - поясняет представитель ГКНБ КР Рахат Сулайманов. - В связи с участившимися случаями ложных сообщений о терактах мы полагаем, что существующие меры наказания неэффективны, и поэтому предложили внести изменения в Уголовный кодекс КР. Прежде всего необходимо увеличить сумму штрафов за подобные деяния до миллиона сомов, а срок лишения свободы - до пяти лет.
Буквально в то же время в Главное управление внутренних дел (ГУВД) по городу Бишкеку поступило сообщение о бомбе, заложенной в школе N 42. На место выехали сотрудники правоохранительных органов, врачи скорой помощи, занятия в учебном заведении были прерваны, а школьники и педагоги эвакуированы. На обследование здания и прилегающей территории на наличие взрывного устройства ушло несколько часов. В итоге оказалось, что никакой бомбы в школе нет. Просто двое учеников старших классов решили "пошутить", чтобы не писать контрольную работу по химии.
Как пояснили в правоохранительных органах, ответственность за "шутку" школьников понесут родители, так как сами подростки в силу возраста (им по 15 лет) под нормы УК не подпадают.
Чрезвычайно "урожайным" на звонки о готовящихся терактах был 2015 год. Хулиганы "минировали" отели, социальные объекты и даже международный аэропорт "Манас". Из-за телефонных террористов задержали на несколько часов четыре авиарейса. Однако самым вопиющим оказался случай, когда злоумышленник сообщил о взрывных устройствах на пяти избирательных участках во время выборов в парламент. Звонившим оказался экс-мэр города Чолпон-Аты Мирлан Маматов, который решил таким образом развлечься, приняв "на грудь". В итоге судебного разбирательства бывший чиновник приговорен к штрафу в 50 тысяч сомов.
По подсчету специалистов, в среднем каждое ложное сообщение о теракте наносит государству ущерб на крупную сумму - порядка 100 тысяч сомов. Ведь к месту "минирования" необходимо стягивать милицию, подразделения МЧС, саперов, медиков, приходится эвакуировать десятки, а то и сотни людей. Ну а моральный ущерб, причиненный опоздавшим на авиарейсы пассажирам, посетителям торговых центров и кафе, а также клиентам банков, подсчитать не представляется возможным.
- Мы не можем не реагировать на поступающую информацию, даже если полагаем, что она не соответствует действительности, - утверждает Рахат Сулайманов. - На проверку каждого сообщения о теракте уходят время и деньги. Силам правопорядка зачастую приходится откладывать более важные дела и заниматься поиском несуществующих бомб. Это крайне неприятно и отчасти даже обидно. Но самое страшное, что, когда действительно случится что-то серьезное, силы быстрого реагирования могут оказаться далеко и приехать к месту реального ЧП с большим опозданием. Поэтому хочу обратить внимание тех, кто попытается в будущем развлечься сообщением о заложенной бомбе. В настоящее время в распоряжении спецслужб есть современные средства, позволяющие определить местонахождение звонившего человека с точностью до десятка метров. Даже если звонок был сделан из расположенного на окраине телефона-автомата, хулигана вычислят.
Пока правоохранители корпят над совершенствованием законодательства о наказании телефонных террористов, причины явления объясняют психологи.
- В последние время звонки о заложенной взрывчатке стали нормой нашей жизни и уже мало кого удивляют, - говорит психолог Алина Славянская. - Причины, заставляющие граждан сообщать о несуществующих бомбах, самые разные: от душевных расстройств до желания развлечься. Причем люди, особенно подростки, понимают, что в большинстве случаев за шутку о заложенной бомбе если их и будут наказывать, то довольно мягко. В качестве примера могу привести случай с сообщением о взрывчатке на территории школы N 20 Бишкека. Злоумышленника задержали, но он отделался условным сроком на один год. Или другой факт: в милицию заявили о бомбе в одном из торговых центров столицы. Звонивший оказался 13-летним школьником. Его задержали, но правоохранительные органы ограничились проведением разъяснительной работы с его родителями. Гражданин же, проинформировавший о "минировании" самого крупного вещевого рынка Центральной Азии "Дордой", за свою "шалость" заплатил всего семь тысяч сомов.
Так или иначе, но в республике пока не разработаны реально действующие профилактические меры против телефонного терроризма. Нет их и в новом законопроекте.
Справка "РГ"
Согласно данным Европейской мониторинговой организации - структуры, занимающейся подсчетом ущерба от деятельности преступников, по количеству глупых шуток телефонных террористов лидирует Украина, второе место занимает Российская Федерация, а замыкает тройку Киргизия.