Даже с учетом возможных погрешностей, неточностей и политической ангажированности его результаты выглядят весьма тревожными для власти. Почти 60 процентов опрошенных на западе и 84 на юге Украины полагают, что за последние два года социально-экономическая обстановка в стране сильно ухудшилась. Причем винят в этом люди не войну (так ответили в среднем по Украине 6,8 процента), а конкретных чиновников - премьера (33 процента) и президента (24 процента). Ведет ли руководство Украины страну в правильном или не правильном направлении? Число респондентов, убежденных, что официальный Киев движется "скорее в неправильном" и в "безусловно неправильном" направлении в целом по Украине составило почти 80 процентов. От этих цифр отмахнуться трудно. Поле для маневра у президента Порошенко постоянно сужается, о чем ему не устают напоминать как западные спонсоры, так и политические оппоненты. В поисках "золотой середины" между "ястребами", требующими возобновить войну в Донбассе, и конкурентами, упрекающими власть за неэффективную экономическую политику и коррупцию, глава Украины отделывается громкими заявлениями. Но они ни на шаг не приближают к обещанным украинцам стабильности и процветанию.
Понятны причины пугающих, рассчитанных на обывателя, утверждений лидера Радикальной партии Олега Ляшко, что "Украина снова лишится независимости". Вот только рецепт по выходу из кризиса предлагается примитивный - "бороться с врагом", где под врагом понимается Россия. Собственно, в подписанном Порошенко в среду Указе, вводящем в действие "Концепцию развития сектора безопасности и обороны Украины", действия Москвы названы наиболее актуальной в среднесрочной перспективе угрозой для страны. Так что соблазн провести военную и, как следствие, политическую мобилизацию, чтобы заставить украинцев забыть о существующих в экономике проблемах, у официального Киева остается немалый. Существуют обоснованные опасения, что правящие элиты вместо строительства украинского государства стремятся вновь разжечь конфликт в Донбассе и с его помощью отложить обещанные Западу преобразования. Отвечая на вопрос ТАСС, заместитель министра иностранных дел Григорий Карасин подтвердил: Москва допускает, что украинские власти готовят силовой сценарий для возвращения мятежных территорий. На это, по мнению дипломата, указывают "мероприятия, проводимые украинскими вооруженными силами в непосредственной близости от линии соприкосновения".
Минские договоренности целенаправленно размываются в удобном для Киева духе. В четверг заместитель главы Центральной избирательной комиссии Андрей Магера сообщил, что его ведомство не верит в проведение выборов в Донбассе не только в июне 2016, но даже в июне 2017 года. А гендиректор Комитета избирателей Украины Алексей Кошель предложил отсрочить голосование минимум до 2021 года. Отказ второго лица в украинском Центризбиркоме от проведения выборов в середине 2016 года, на чем настаивали в Париже и Берлине, говорит как минимум о двух тревожных тенденциях. Первая - никаких распоряжений о подготовке голосования Центризбирком не получал и даже, напротив, имеет четкие указания ничего в этом направлении не предпринимать. Вторая - в Киеве ни в грош не ставят минские договоренности, поскольку уверены: ни канцлер Германии Ангела Меркель, ни президент Франции Франсуа Олланд не станут оказывать давления на Украину, если та найдет законный предлог для того, чтобы отказаться от обещаний автономии для ДНР и ЛНР. Таким предлогом может стать анонсированный Порошенко референдум, на котором украинцам предстоит определиться с отношением к идее автономии де факто уже автономных республик (в ДНР начали раздавать собственные паспорта). Если жители Украины скажут автономии "нет", официальный Киев получит возможность сослаться на волю народа, хотя в принятых в Минске документах ничего даже близко похожего на всеукраинский референдум предусмотрено не было…
По данным Киевского международного социологического института, результаты плебисцита отнюдь не выглядят предрешенными. Отвечая на вопрос о путях возможного прекращения конфликта в Донбассе, более 60 процентов украинцев поддержали дальнейшие международные переговоры. И только 20 предпочли бы решить вопрос силой. Но без автономии все дальнейшие переговоры теряют смысл.
Нет ясности, что на самом деле стоит за заявлениями Порошенко, сделанными в интервью турецкому телеканалу TRTWorld. Глава украинского государства объявил, что Украина вернет под свой контроль территории самопровозглашенных Донецкой и Луганской республик в течение года. Причем - мирным путем.
Однако обострившаяся в Донбассе военная обстановка (в ДНР насчитывают за сутки по несколько сотен обстрелов со стороны вооруженных сил Украины) заставляет усомниться в мирных намерениях официального Киева. Вот и глава Совета национальной безопасности и обороны Украины, на днях посетовав на отказ стран Запада помогать украинской армии, сообщил: "Мы восстанавливаем ракетный потенциал, обеспечиваем потребности нашей армии собственной техникой и современным оружием".
Вместо законотворчества и действий для "возвращения доверия жителей юго-востока", которые, по мнению заместителя главы МИД РФ Григория Карасина, необходимы для мирного диалога, украинские власти подтягивают к линии разграничения все новые вооружения. И какое бы показательное миролюбие ни демонстрировал с высоких трибун Порошенко, может так статься, что у его заклятых соратников окажется иное мнение по вопросам войны и мира, чем у главы государства. Тем более - в ситуации, когда реформы в стране буксуют, зона свободной торговли с Евросоюзом не действует, Международный валютный фонд отказывает Украине в дальнейшем финансировании, а введение давно обещанного безвизового режима с ЕС постоянно откладывается. Соблазн вернуться к горячей фазе конфликта на Донбассе, у официального Киева сегодня велик как никогда. Потому что мирная жизнь, как оказалось, Украине просто не по карману.