Под толщей енисейских скал, в подземных выработках-цехах красноярского Горно-химического комбината сегодня решают задачи нового "Атомного проекта" - сопоставимые по важности с разработкой технологий на заре атомной энергетики.
Природный уран - не нефть. Но и его запасы на Земле не безграничны. Кроме того работа привычных ныне реакторов на тепловых (медленных) нейтронах сопряжена с образованием избыточного количества радиоактивных отходов, их переработка - дело затратное и технологически очень сложное. И та и другая проблемы решаемы, отвечают разработчики новой платформы для мирного атома и демонстрируют это запуском инновационного производства в Железногорске.
Выстроенная на площадях ГХК технологическая цепочка нового поколения обеспечивает полный цикл работ с отработавшим ядерным топливом. Эта цепочка предусматривает: доставку ОЯТ, безопасное хранение (создан комплекс "сухих" хранилищ), радиохимическую переработку и, что самое важное, производство из регенерированного урана и плутония нового ядерного "горючего" - тепловыделяющих сборок МОКС-топлива для энергетических реакторов на быстрых нейтронах типа БН-800, что недавно введен в эксплуатацию на Белоярской АЭС.
Подобный промышленный комплекс - первый в структуре "Росатома" и единственный в мире. Он доказывает практическую реализуемость замкнутого топливного цикла в ядерной энергетике. Появление такой работающей цепочки означает превращение урана-238 в энергетический ресурс (сегодня, как известно, используется уран-235, а содержание этого изотопа в природных месторождениях урана менее 1 процента).
Второе важнейшее обстоятельство - резко сокращаются объемы побочных радиоактивных продуктов, прежде всего жидких. А значит - открывается реальный путь к созданию практически безотходных технологий в атомной энергетике.
Вдали от Москвы и прочих мировых столиц в российском атомграде Железногорск невидимо для посторонних глаз рождается завтрашний день атомной энергетики, утверждает наш коллега, известный журналист, писатель и сценарист Владимир Губарев, который побывал недавно в Красноярском крае, был допущен на ГХК и беседовал с генеральным директором Петром Гавриловым.