18.03.2016 00:32
    Рубрика:

    Китайские инвесторы примут участие в проектах РФ на принципах ГЧП

    Китайские компании готовы участвовать в инфраструктурных проектах в России на принципах ГЧП
    На 17 марта запланирована встреча министров экономик ШОС. На встрече стороны должны обсудить документ о глобальном торгово-экономическом континентальном сотрудничестве (на момент подписания выпуска в печать итоги встречи были еще неизвестны. - Ред.). Речь идет о создании зоны свободной торговли между странами Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС). Об этом сообщил на первом российско-китайском строительном форуме первый заместитель министра экономического развития РФ Алексей Лихачев. Соглашение предусматривает свободу передвижения товаров, капиталов, будет содействовать товарообороту.

    По словам Алексея Лихачева, почти половина населения мира прямо или косвенно примет участие в этом проекте: "В ШОС входят Китай и Россия, страны Центральной Азии. К этой работе будут привлечены также Армения и Белоруссия, являющиеся членами ЕАЭС. А также Индия и Пакистан, которые начали непростой, но, я думаю, в будущем успешный путь присоединения к Шанхайской организации".

    Первый замминистра экономического развития также подчеркнул, что готовящееся соглашение создаст "комфортную среду для увеличения доли расчетов в национальных валютах и, конечно же, преференциальный доступ к нашему рынку услуг, в том числе к строительным и транспортным услугам".

    - КНР уже пять лет является торгово-экономическим партнером номер один для России, - рассказал, выступая на форуме, полномочный министр, советник по торгово-экономическим вопросам Посольства КНР в РФ Чжан Ди. - И только в прошлом году был отмечен спад торгово-экономического сотрудничества между нашими странами.

    По мнению Чжан Ди, "из этого не нужно делать трагедии, а отнестись к этому по-философски, как к временному явлению, и продолжать наращивать сотрудничество в различных сферах". Тем более, как рассказал Алексей Лихачев, "чистая торговля - это вчерашний день, нужно думать о развитии проектного бизнеса".

    Первый замминистра транспорта РФ Евгений Дитрих отметил успехи в трансграничном сотрудничестве и перечислил перспективные направления: реконструкция Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей, развитие высокоскоростной магистрали "Москва - Казань" и создание необходимой инфраструктуры к ЧМ-2018. "В условиях дефицита бюджетных ресурсов рассчитываем на частные инвестиции, чтобы активнее развивать государственно-частное партнерство", - отметил Евгений Дитрих. Особую роль он отводит созданию международного транспортного маршрута "Европа - Западный Китай". Его строительство началось в 2008 году, общая протяженность маршрута составит 8445 километров. Строящаяся автомагистраль, которая протянется от Северной Европы до Западного Китая, должна улучшить транспортные связи между Европой и Азией, а также существенно облегчить импорт товаров из КНР. Окончание строительства планируется не раньше 2019 года.

    Сегодня наиболее активно инвестиционная деятельность ведется в Татарстане. Так, на первый участок ("Наралтык - Шали") протяженностью 96 км компания "СМП-Нефтегаз" выделила 102 млн рублей на проведение проектно-изыскательских работ, а также на оформление земель под строительство.

    Второй участок (скоростная магистраль "Шали - Бавлы") протяженностью 298 км позволит связать между собой две важнейшие автомобильные дороги М-7 "Волга" и М-5 "Урал". Стоимость строительства автомагистрали составляет ориентировочно 152 млрд рублей.

    Третья часть международного транспортного маршрута на территории Татарстана - это участок "Бавлы (М-5) - Шалты" протяженностью 42 км. Общая стоимость строительства здесь оценивается в 28,5 млрд рублей, пока освоено около 300 млн. Деньги пошли на оформление более 1500 га земель, а также на проектно-изыскательские работы и подготовительные работы под автомагистраль на участке 38 км.

    Проект "Европа - Западный Китай" реализуется также и на территории Башкортостана, инвестиции составят более 450 млн рублей. Определен вариант прохождения маршрута: участок "Бавлы - Кумертау" протяженностью 290 км.

    Длина Евразийского высокоскоростного транспортного коридора "Москва - Пекин" 7769 километров. Время в пути по нему займет чуть более 32 часов

    Казахстанский участок транспортного коридора "Западная Европа - Западный Китай" планируется достроить уже в этом году. В Китае строительство тоже уже близится к завершению. Проходя через города Хоргос, Урумчи и Ухань, магистраль должна достигнуть побережья Желтого моря в городе Ляньюньган.

    Другим не менее перспективным совместным проектом является Евразийский высокоскоростной транспортный коридор "Москва - Пекин", протяженность которого составит 7769 км. Как рассказал на форуме первый вице-президент РЖД Александр Мишарин, после запуска этого грандиозного проекта, время в пути сократится в четыре раза и займет чуть более 32 часов.

    Одним из важных участков этого транспортного коридора является высокоскоростная (ВСМ) магистраль "Москва - Казань", этот проект сейчас находится на стадии проектирования. Как заверил Александр Мишарин, все проектные работы по нему должны завершиться уже в этом году. Он уточнил, что впервые все решения по проекту принимаются коллегиально всеми заинтересованными сторонами, которые несут консолидированную ответственность за результаты работы. И даже поезд, который пойдет по новой магистрали, будет совместного российско-китайского производства.

    О знаковых объектах, возведенных при участии китайских строителей, в России знают давно. Так, не первый год реализует успешные проекты компания CSEC, известная в нашей стране как "Китайстрой", она еще в 2006 году начала строительство Башни Федерации. Ее "визитные карточки" можно найти в Санкт-Петербурге, силами "Китайстроя" в Северной столице был возведен торговый центр, а во Владивостоке недавно появился самый красивый в городе отель.

    По словам вице-президента зарубежного управления Ли Мингуана, "Китайстрой", являющаяся дочерней структурой Всекитайской акционерно-строительной корпорации (ВАСК), готова принять участие в возведении терминалов аэропорта в России. Также "Китайстрой" рассматривает возможность участия в строительстве жилых, железнодорожных объектов и автодорог.

    О позитивных аспектах при реализации китайских проектов в России рассказал Чжан Ди. "Режим максимального благоприятствования для реализации совместных проектов дан на самом высоком политическом уровне, и это огромный плюс, что, несомненно, дает большие преференции нашим компаниям, - сообщил он. - Кроме того, Китай обладает серьезными финансовыми ресурсами, в активе у нас также имеются технологии и высокопрофессиональный менеджмент".

    Однако в процессе работы китайских компаний в России есть и ряд негативных факторов. Компаниям из КНР, желающим работать на российском рынке, необходимо больше внимания уделять штудированию местного законодательства, знакомству с местными обычаями и традициями, знать особенности менталитета. "Необходимо повысить опыт и знания в этих областях, - отметил Чжан Ди. Другой проблемой, по его мнению, является тот факт, что большинство китайских компаний созданы с госучастием, поэтому процедура согласования на разных этапах проекта зачастую затягивается. "Работая на российском рынке необходимо учитывать все нюансы и идти вперед. Бояться трудностей и отказываться от сотрудничества - гораздо хуже", - подчеркнул Чжан Ди. "Взаимная выгода должна быть гарантирована", - добавил он.