18.03.2016 18:00
Поделиться

Выставку Валентина Серова в Москве признали лучшей в 2015 году

В Манеже вручена ежегодная премия международного издания по искусству The Art Newspaper Russia (издатель Инна Баженова) за 2015 год.

Перед вручением призов на сцену вышла редакция ТАNR в полном составе, она же - жюри, определяющее лонг-лист, шорт-лист и победителей в пяти номинациях "Музей года", "Реставрация года", "Выставка года", "Книга года", "Личный вклад".  Влиятельность этой премии, не денежной и не государственной, определяется авторитетом газеты - арт-издания с солидной историей, версии которой выходят на пяти языках. Приз - скульптура Сергея Шеховцева из пенопласта - предлагает сверить часы в разных часовых поясах. Вместо стрелок - башня московского Кремля и лондонский Биг Бен. Иначе говоря, премия отмечает работы, идущие в ногу со временем и способствующие признанию отечественного искусства в мире.

Премия при этом привлекает внимание не к работам отдельных художников (как, скажем, Премия Кандинского или премия "Инновация"), а к успешной работе арт-институций, в том числе частных, удачным выставочным и музейным проектам.

В номинации "Музей года" в шорт-лист вошли Музей АЗ (Музей Анатолия Зверева) и Московский музей современного искусства и музей современного искусства "Гараж". Победителем стал "Гараж", который в прошлом году открыл двери нового здания, переделанного из руинированного кафе "Времена года" в музейное пространство по проекту Рэма Колхаса. Получая приз, директор музея Антон Белов, поблагодарив учредителей и спонсоров музея, его команду и посетителей, заметил, что жаль, что нет номинации "лучший музейный директор года", потому что тогда можно было бы назвать Наталью Юрьевну Самойленко, директора музея-заповедника "Царицыно".

Несмотря на то, что эта реплика была неожиданной, она была более, чем уместной на празднике профессионального сообщества музейщиков, искусствоведов, художников и галеристов… Напомним, что контракт с Натальей Самойленко был расторгнут по распоряжению главы московского департамента культуры Александра Кибовского 4 марта, что стало сюрпризом не только для музея-заповедника и его директора, но и для музейного сообщества. Об этом, кстати, написал в письме г-ну Кибовскому директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.

В тексте письма  на сайте TANR, в частности, упоминается, что "успех последних выставок музея был в значительной мере обеспечен ее высоким личным авторитетом в музейном мире страны". А также то, что "Союз музеев России уже давно беспокоит абсолютная юридическая незащищенность музейных директоров и резкое изменение уровня управленческой культуры". Любопытно, что в лонг-лист номинации "Книга года" вошел каталог выставки "Палладио в России. От барокко до модернизма", которая открывала Год культуры России - Италии в Венеции, а в Москве была показана в музее-заповеднике "Царицыно" и Музее архитектуры им. А.В.Щусева. Одним из инициаторов этого проекта была Наталья Самойленко.

В номинации "Реставрация года" главным событием названо раскрытие иконы XII века "Богоматерь Боголюбская". Более 100 лет первоначальное изображение считалось безвозвратно утраченным, но благодаря современным технологиям и профессиональному труду реставраторов оно было восстановлено. Об этом сказал Александр Лесовой, директор Государственного научно-реставрационного центра имени Грабаря. Автор проекта реставрации Александр Граматюк подчеркнул, что этот успех должны разделить и музей, и предыдущие поколения реставраторов, которые в течение столетий работали с иконой. Это уже вторая премия The Art Newspaper, которую получает Владимиро-Суздальский музей-заповедник - в прошлом году в той же номинации он был назван лучшим за реставрацию фресок Гурия Никитина (XVII век) в Спасо-Преображенском соборе Суздаля.   

В шорт-лист этой номинации вошли также работа реставраторов над кипрскими древностями из "Берлинской коллекции" ГМИИ им. А.С. Пушкина и восстановление первоначального облика шедевра русского конструктивизма Клуба им. И.В. Русакова, построенного по проекту Константина Мельникова.

"Выставкой года" названа ретроспектива Валентина Серова в Третьяковской галерее, подготовленная к 150-летию художника. Перформанс, воспроизводивший разговоры в очереди и на выставке, живо напомнил атмосферу морозных зимних дней перед закрытием, когда на Крымском валу люди стояли допоздна "на Серова". Другими претендентами на награду в этой номинации были ретроспектива Александра Колдера в ГМИИ им. А.С. Пушкина и академическая реконструкция "последней футуристической выставки картин" и первой, где был показан "Черный квадрат" Малевича. Эта реконструкция "По следам "0,10" была подготовлена Фондом Байелера в Базеле (Швейцария).

В номинации "Личный вклад" премию получила Стелла Кесаева, глава Stella Art Foundation, она была комиссаром павильона России на трех Венецианских биеннале. При ней в Венеции были представлены выставки младшего поколения московского концептуализма Вадима Захарова, Андрея Монастырского и группы "Коллективные действия", Ирины Наховой. В шорт-листе этой номинации не первый раз представлены также Алексей Ананьев, основатель Института русского реалистического искусства, и Андрей Филатов, основатель фонда Art Russe.

В номинации "Книга года" премию получила не отдельное издание, а серия "Очерки визуальности" (редактор Галина Ельшевская), которую 13 лет выпускает "Новое литературное обозрение". В шорт-листе были также интеллектуальные бестселлеры. Это книга "Б.У. Кашкин (1938-2005) Жизнь и творчество уральского панк-скомороха", составленная Александром Шабуровым и изданная Уральским филиалом ГЦСИ в Екатеринбурге. Плюс - переводное издание "Искусство с 1900 года. Модернизм, антимодернизм, постмодернизм".