Спустя два года с момента подписания договора о принятии новых регионов в состав России глава государства лично проверил ход строительства моста через Керченский пролив. Он соединит Тамань и Керчь и станет самым протяженным в стране (19 км).
Президент облетел стройку на вертолете и пообщался с рабочими. В их числе были и те, кто много лет назад трудился на БАМе.
Там же, прямо на стройплощадке, Владимир Путин провел совещание по вопросам социально-экономического развития Крыма и Севастополя.
Два года с момента вхождения Крыма и Севастополя в состав России - это не только знаменательное событие, но и, безусловно, повод обсудить, как продвигается работа по развитию и тесной интеграции полуострова в общее экономическое пространство страны, заявил президент, призвав сосредоточить усилия на том, чтобы сделать его самодостаточным и успешным.
На эти цели запланировано 708 млрд рублей, и нужно использовать их с максимальной отдачей и эффективно, поручил глава государства. Уже есть, чему порадоваться: растет промышленное производство, реализуются крупные проекты в энергетике, сельском хозяйстве и туризме. Серьезный стимул для развития получили предприятия ОПК, которые подключились к выполнению госконтрактов - на сумму свыше 7 млрд рублей. При этом идут переговоры на заключение таких соглашений еще на 4 млрд рублей.
Проведена реконструкция аэропорта Симферополь; Путин надеется, что это улучшит транспортное сообщение. "Будет расти и так достаточно солидный туристический поток", - уверен он.
Важным событием стало открытие двух линий энергомоста. В мае он уже должен быть полностью введен в эксплуатацию. В 2017 году на территории полуострова планируется запустить первые блоки Севастопольской и Симферопольской ТЭС. Общий объем обеспеченности мощностями полуострова составит 1920 МВт.
Безусловно, ключевой объект - мост, который соединит Крым с материковой Россией, заявил президент. Он интегрирует полуостров в национальные транспортные потоки и создаст дополнительные возможности для экономического роста. "Уверен, все задачи будут выполнены на высшем уровне", - заметил глава государства.
Открытие автомобильного движения в рабочем режиме намечено на 18 декабря 2018 года. Железная дорога заработает в 2019 году. Стоимость объекта должна составить 211,8 млрд рублей. Мост включает два параллельных сооружения - под автомобильное и железнодорожное движение, объединенных общей схемой.
"Знаю, что было обнаружено археологами и волонтерами много ценных находок", - также сказал президент. "Это уникальное наследие необходимо сохранить", - призвал он, предложив создать в Керчи музей для размещения исторических экспонатов.
"Впервые строительство моста планировалось еще при Николае II. В 1910 году был создан первый проект, но Первая мировая война не позволила начать эту работу", - напомнил Путин. В 1930 году советские инженеры подготовили проект железной дороги от Херсона до Поти. Помешала Великая Отечественная. "Уже оккупанты здесь возводили мост, - добавил глава государства. - Причем хотели строить не временный, а постоянный". И российское командование приняло решение не бомбить этот участок. После войны был возведен временный мост, который потом снесли. С тех пор предпринимались еще попытки, но так все и осталось, констатировал президент.
"Наши с вами предшественники понимали значение этого мостового перехода между Крымом и Кавказом и давно стремились к реализации этого проекта. Будем надеяться, что мы выполним эту историческую миссию", - подчеркнул Путин. Причем стройка идет в соответствии с экологическими требованиями и стандартами, отметил он.
"Нужно наладить широкий общественный контроль за ходом строительства, целевым расходованием средств и соблюдением сроков", - объявил глава государства и предложил создать общественный совет.
Аналогичный действовал при подготовке к Олимпиаде в Сочи: можно использовать его опыт работы. "Надеюсь, что набранный темп работ будет сохранен", - подчеркнул он.
Также президент призвал работать синхронно. "Вчера с некоторыми коллегами обсуждали, что невозможно допустить, чтобы мост был построен, а дальнейшая транспортная инфраструктура не была бы подготовлена и образовалась бы пробка", - предостерег он. "Нужна современная система дорожного движения, работающая слаженно и в едином ритме", - указал Путин.
"Дорога должна быть не трех, а четырехполосной и идти не только до Симферополя, но и до Севастополя", - сказал глава государства про трассу из Керчи. Иначе "грош цена" всем усилиям, считает он.
"И нужен конкретный орган, конкретный человек, который отвечает лично за этот проект, чтобы мне не нужно было названивать по телефонам по всему правительству и в регионы. Должен быть тот, кто лично отвечает за результаты работы и расходование государственных денег", - потребовал Путин.
Президент поблагодарил всех за работу по интеграции Крыма и Севастополя. "Сделать предстоит еще больше", - сказал он. Нужно, чтобы в полной мере были раскрыты возможности полуострова, чтобы результаты работы отвечали ожиданиям граждан.
Воссоединение Крыма с Россией сейчас поддерживает 95 процентов россиян. Таковы данные опроса ВЦИОМ. Отношение к новым субъектам РФ (Республике Крым и городу Севастополю) у большинства граждан страны положительное (79 процентов). Частью России Крым два года назад считали 89 процентов респондентов (по данным опроса, проведенного до референдума в Крыму о присоединении к России), сегодня - 96 процентов россиян.
По мнению более чем трех четвертей россиян (79 процентов), воссоединение с Россией пошло на пользу жителям полуострова. Тех, кто придерживается обратной точки зрения, немного (3 процента), и, как правило, они указывают на проблемы с перебоями в поставках электроэнергии со стороны Украины. Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведен 12-14 марта 2016 года.