Идея принадлежит постановщику спектакля Андрею Кончаловскому. Первый вариант либретто, который он написал вместе с Марком Розовским и Юрием Ряшенцевым, был создан еще в 70-е годы прошлого века. Это либретто он и предложил неутомимому экспериментатору, лидеру нашей электронной музыки композитору Эдуарду Артемьеву, с которым был дружен еще со времен общей учебы в консерватории, а потом сотрудничал на своем эпическом фильме "Сибириада". Но работа над музыкой длилась еще почти тридцать лет: как рассказывал мне композитор, за эти годы было написано множество эскизов, и возникшего музыкального материала хватило бы на три-четыре полновесных оперы. Но все это автора не устраивало, и он бесконечно начинал все с начала, пока, по настоянию Кончаловского, не отбросил все постороннее, и к началу нового тысячелетия партитура была закончена. В 2007 году была сделана эталонная аудиозапись и вышел двойной альбом.
Артемьев определяет характер музыки как полистилистику: там есть элементы рока, современной эстрады, русского фольклора, и все положено на большой состав симфонического оркестра. Как признается композитор, начиная работу, он был под сильным влиянием только появившейся тогда рок-оперы Уэббера "Иисус Христос - суперзвезда". Потом наметился крен в авангардную академическую музыку, особенно в народных сценах. При этом не забудем, что Артемьев - превосходный мелодист. Есть фрагмент, написанный в джазовых традициях, есть большая фортепианная партия в стиле жесткой "роковой" игры, но гармонии джазовые. И на всем протяжении оперы задействована электроника.
Первоначальная концепция центрального образа романа, по словам Артемьева, была: Раскольников - несостоявшийся Наполеон, он думал, что царь и бог, а оказался ничтожеством. Судя по скудным сведениям, долетавшим с репетиций в Театре мюзикла, за многие годы эта концепция претерпела серьезные изменения, материал сокращался, продолжалась работа над музыкой, так что людей, уже знакомых с первой записью и ее полюбивших, несомненно, ждут сюрпризы.
Когда речь идет о литературных источниках таких масштабов и столь громкой истории, их трансформация в принципиальной иной вид искусства всегда сложна и болезненна. "Дотошное "прочтение" здесь неприемлемо, а при попытках утрамбовать сложный, разветвленный сюжет в два-три часа спектакля неизбежны потери во имя сохранения духа и смысла произведения. Так что можно предвидеть, что премьера вызовет споры. По словам Артемьева, автор поэтического текста Юрий Ряшенцев написал "потрясающие белые стихи, продемонстрировав виртуозное мастерство: почти не меняя текста Достоевского, его ритмически организовал". Композитор даже придумал специальную технику исполнения речитативов: певцы в заданных пределах могут импровизировать.
Когда мы беседовали, композитор видел свою оперу на сцене в жанре технически оснащенной мистерии с участием, возможно, даже голографии и анимации - что-то в духе знаменитого канадского экспериментатора Робера Лепажа. Но прошло девять лет, и они неизбежно должны были скорректировать разгул воображения: и у режиссера могли появиться свои творческие идеи, и кризис наверняка сковал бы полет фантазии, и возможности сцены Театра мюзикла не безграничны. Тем не менее, заново слушая диск с первой записью рок-оперы, я понимаю, что нас ожидает более чем непривычное зрелище - трагичное, глубоко философское и красочное одновременно. Вероятно, самый серьезный и сложный проект за всю историю этого молодого театра.
В спектакле, который стартовал 17 марта в Театре мюзикла под руководством Михаила Швыдкого, исполнителями роли Раскольникова анонсированы Станислав Беляев, Александр Бобров, Александр Казьмин и Денис Котельников. Соню играют Галина Безрук, Мария Биорк, Теона Дольникова и Екатерина Новоселова. В роли Свидригайлова - Евгений Вальц и Александр Маракулин, Порфирия Петровича - Ефим Шифрин и Владимир Ябчаник. Старуху-процентщицу играет Антон Аносов.