Новости

Банки-кредиторы внедряют специальный сервис, чтобы отслеживать своих клиентов в соцсетях
Россияне активно "переселяются" в социальные сети и там напрочь забывают о правилах безопасности. Фото: REUTERS
Россияне активно "переселяются" в социальные сети и там напрочь забывают о правилах безопасности. Фото:
Жизнь в Сети уже давно не личное дело. Ею интересуются не только другие люди, но и специально созданные для этого роботы.

Для кредиторов аккаунты в социальных сетях - кладезь дополнительной информации о потенциальных заемщиках. Пользователи "Фейсбука", "Одноклассников", "ВКонтакте", часто даже не отдавая себе в этом отчета, скрупулезно составляют обширные досье на самих себя. На эти данные при выдаче кредитов уже сейчас нередко обращают внимание банки, а также микрофинансовые организации (МФО), специализирующиеся на выдаче быстрых онлайн займов населению. До недавнего времени активных пользователей соцсетей это мало беспокоило и уж точно не сподвигло скрывать личную информацию от посторонних глаз. Однако недавнее сообщение о появлении специального сервиса для анализа аккаунтов в соцсетях, который кредиторы могут начать внедрять в массовом порядке, поколебало спокойствие "сетевых жителей".

Новый сервис, напомним, представляет собой полностью автоматизированную систему, которая содержит около 200 атрибутов, помогающих точнее оценивать кредитные риски заемщиков. Схема проста: программа оцифровывает массив данных о заемщике из открытых источников (социальных сетей), обрабатывает их и переправляет в автоматизированную систему принятия решений о выдаче кредита. По сути, это робот, помогающий кредиторам заранее прогнозировать возможные проблемы конкретного заемщика с выплатой кредита, рассказал "Российской газете" Алексей Волков, директор по маркетингу Национального бюро кредитных историй (НБКИ), участвовавшего в разработке сервиса.

"Сведения из социальных сетей - не главный фактор принятия решения о выдаче кредита, но они дополняют общую картину о заемщике и могут влиять на итоговый результат, - отметил Волков. - Скажем, информация о принадлежности к группе, специализирующейся на сетевом маркетинге, однозначно не будет способствовать принятию положительного решения о выдаче кредита. А сведения о регулярных поездках заемщика на курорты - наоборот".

Разработчики делают оговорку, что сервис имеет доступ только к публичной информации пользователей соцсетей, то есть к той части аккаунтов, которые открыты для всех. Поэтому о нарушениях "приватности" или несанкционированном доступе к персональной информации речи быть не может.

Профилем не вышел

Впрочем, для подавляющей части пользователей большой разницы между открытыми и закрытыми данными все равно нет. Они с удовольствием выставляют на всеобщее обозрение все детали личной жизни и вообще, по мнению экспертов, ведут себя неосмотрительно.

Результаты опроса ESET показали, что около 60 процентов пользователей популярных соцсетей даже не задумываются о том, что их профили могут заинтересовать кого бы то ни было помимо родственников, друзей и случайных незнакомцев, бесцельно бороздящих просторы Интернета. А зря.

Если даже человек не подавал заявку на получение кредита или займа, нет никакой гарантии, что его аккаунт не станет объектом пристального исследования. К примеру, со стороны сотрудников рекрутингового агентства или компании, куда он хочет устроиться на работу.

По словам Натальи Головановой, руководителя исследовательского центра рекрутингового портала Superjob.ru, актуальность соцсетей при поиске персонала за последние годы сильно возросла. "Специалисты по поиску персонала стали чаще искать и просматривать профили потенциальных кандидатов. При этом, как показывает анализ, российские компании чаще обращаются к соцсетям при подборе менеджеров высшего звена, специалистов по управлению персоналом, сотрудников СМИ, научных сотрудников, юристов. При поиске линейного персонала соцсети не играют важной роли", - констатирует собеседница "РГ".

Держим мнение при себе

Ни один пост в социальной сети, если только он откровенно не нарушает закон, не может однозначно помочь или помешать устроиться на работу. В приоритете у рекрутеров и работодателей, безусловно, другие методы оценки. Но чем больше в личном интернет-пространстве кандидата раздражителей - тем выше риск, что они сыграют против соискателя, утверждают эксперты.

Superjob проводил исследование, в котором узнал у специалистов по работе с персоналом российских компаний, какая информация в социальных сетях соискателей может отрицательно повлиять на решение работодателя о сотрудничестве.

"Лидером вредного для репутации соискателя контента стали фотографии, картинки и видео сомнительного содержания. Об этом заявили 58 процентов специалистов по подбору персонала, - замечает Наталья Голованова. - Наиболее отталкивающими, с их точки зрения, являются личные фото, на которых демонстрируется отношение к алкоголю, наркотикам, курению, порнографии".

Испортить впечатление в глазах будущего работодателя могут радикальные взгляды и нетерпимость, которую открыто демонстрирует кандидат в своих постах. "Все имеют право на собственное мнение, но демонстрация нетерпимости - индикатор проблемности кандидата как командного игрока, - поясняет Наталья Голованова. Она добавляет, что негативные отзывы о предыдущем работодателе, круг друзей в соцсетях, то, какими цитатами делится человек, и общая неграмотность постов также могут помешать устроитьcя на работу.

Инфографика РГ/Михаил Шипов/Юлия Кривошапко

Как показывает практика, аккаунты в соцсетях отсматривают не только будущие, но и уже состоявшиеся работодатели. Хотя, как утверждают специалисты, случаи, когда сотрудники своим неосторожным поведением в соцсетях вызывали бы недовольство руководства, не так часты. По данным Superjob, всего два процента экономически активных пользователей соцсетей в возрасте старше 18 лет сталкивались с претензиями работодателей по поводам, "выловленным" в Сети.

Зачем человеку "хвост"?

И все-таки основной риск чрезмерной открытости в соцсетях связан с тем, что можно стать жертвой злоумышленников. "Если вы часто выкладываете фотографии своего дорогого автомобиля и сопровождаете посты хеш-тегами (слова или фразы, которыми пользователи объединяют группы сообщений. - Прим. ред.), задача мошенников по поиску потенциальной жертвы упрощается в разы, - констатирует Александр Ковалев, заместитель генерального директора Zecurion. - Поэтому, чем скромнее вы ведете себя в соцсетях, тем лучше".

В целом же, реалии жизни в виртуальном пространстве таковы, что за всеми пользователями Сети сегодня осуществляется тотальная слежка. Она не похожа на то, что показывают нам в шпионских боевиках - речь идет о менее романтичном, но при очень пристальном изучении и наблюдении. "Если вы залогинились на каком-нибудь ресурсе, где есть кнопка "лайкнуть" или "поделиться", то вас уже отследили. Потом вы можете пойти гулять по другим сайтам с использованием этого же браузера, а этот ресурс будет знать обо всех ваших перемещениях. Можно сказать, что тот же "Фейсбук" или "ВКонтакте" знают о вас больше, чем, вы думаете", - говорит Ковалев.

Специальные системы действительно давно научились отслеживать наши новостные предпочтения, содержание поисковых запросов и в нужный момент выводить на экраны компьютеров и мобильных устройств тот или иной контент. На этом выросло целое направление современной рекламы, так называемая таргетированная реклама - объявления, привязанные к анкетным данным интернет-пользователей.

Суть в том, что рекламодатели размещают свои баннеры на специальных тематических контекстных площадках, которые затем выводятся конкретному пользователю в зависимости от тематики его поисковых запросов, посещаемых сайтов и новостных ссылок.

Полностью избавиться от "цифрового хвоста" нереально. Но можно с помощью изменения настроек приватности используемых сервисов, удаления старых аккаунтов, отписки от почтовых рассылок, использования специальных инструментов, которые помогают замаскировать активность в Интернете. Не лишен смысла совет: с помощью тех же поисковых систем периодически проверять, как далеко распространяется информация о вас в Сети, и удалять то, что кажется лишним и ненужным.

"Есть специальные приложения, которые обеспечивают некий уровень анонимности, - замечает Александр Ковалев. - Можно скачивать в браузере разные плагины - специальные добавки или надстройки, которые блокируют запросы всех "кнопок" и счетчиков. В этом случае "географию" ваших интернет-путешествий сможет отследить только провайдер. Но надо понимать, что использование подобных плагинов автоматически сделает неработоспособными кнопки "поделиться" или "лайкнуть". Для многих пользователей, ведущих активную социально-сетевую жизнь, это большое неудобство".

Многим "жителям" Интернета "заметание следов" действительно кажется пустой тратой времени. Это подтверждают результаты отраслевых исследований. По данным ESET, каждый пятый пользователь в Рунете никогда не проверяет настройки безопасности интернет-сервисов, не обновляет пароли от e-mail или облачных сервисов, не меняет настройки видимости аккаунта в соцсетях и не ограничивает возможность отправки личных сообщений. О безопасности вспоминают чаще всего лишь тогда, когда бывает уже поздно.

С 1 сентября открыта подписка
На первое полугодие 2017 года
Скидка до
Действует при подписке
на сайте или в редакции
15%