Глава правительства провел совещание по развитию механизма государственных закупок. Собрать такую встречу он решил после того, как ранее руководитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев приходил к премьеру с докладом о выявленных слабых местах в системе. О полной прозрачности говорить пока не приходится, включая закупки, осуществляемые госкомпаниями. "Там пока не хватает единых стандартов. Существует множество различных способов закупки, что, с одной стороны, вроде бы и правильно, но, с другой стороны, не позволяет оценивать ситуацию в целом и не позволяет отделять закупки, которые осуществляются на конкурентных принципах, от других", - подчеркнул Дмитрий Медведев на совещании.
К тому же такое разнообразие нередко используется, чтобы замаскировать единственного поставщика в тех ситуациях, когда в нем нет реальной необходимости. Иногда такой единый поставщик необходим, согласен глава кабмина.
- Но есть ситуации, когда использование конструкции единственного поставщика неоправданно и, как правило, обусловливается только одним - ведомственными интересами, а значит, интересами конкретных лиц, - заявил премьер.
Не одобряют в правительстве и практику предоставления госорганами субсидий подведомственным ФГУПам при госзакупках. Это, считает Дмитрий Медведев, всего лишь способ обойти законодательство о конкуренции. "Эта субсидия внешне выглядит вполне прилично, пристойно и помещается в законодательные рамки. Но по сути она преследует одну цель - уйти от конкуренции, чтобы передать эти денежные средства конкретному исполнителю", - сказал он.
ФАС подготовила ряд законодательных инициатив, которые, рассчитывают в ведомстве, Госдума примет уже в весеннюю сессию. За счет всеобщей электронизации торгов, полагает Игорь Артемьев, Россия получит одно из совершенных законодательств в мире в этой части.
Также в антимонопольной службе считают важным сокращать количество видов торгов. Большие госкорпорации, рассказал глава ФАС после совещания, используют более чем 2,5 тысячи разных их видов. "На самом деле хорошие практики, которые есть в мире, говорят о том, что обычно таких торгов всего семь. Наиболее известные из них - это аукционы, открытый конкурс, запрос котировок, запрос предложений, двухэтапный конкурс и так далее", - обобщил Артемьев мировую практику.
Глава правительства одобрил подготовку механизма двухэтапных аукционов, сообщил руководитель антимонопольной службы, уточнив, что в течение ближайших 2-3 лет это сэкономит 1,5 триллиона бюджетных рублей. Механизм предполагает, что на первом этапе аукциона проводится жесткая предквалификация компаний в зависимости от их опыта. "Нужно, чтобы это были такие компании, которые не просто чего-то там хотят, а уже построили такие объекты на территории России или за рубежом", - пояснил Артемьев. На втором этапе между отобранными компаниями проводится электронный аукцион по цене. "В этом случае цена может упасть и на 20, и на 30 процентов", - считает глава ФАС.
Как обходить нормы законодательства при госзакупках, знают не только в госкомпаниях. Порой грешат этим и чиновники. Им уже поставили четкие рамки для закупки автомобилей под ведомственные нужды, но никто не ограничивал в возможностях аренды автотранспорта.
Чтобы устранить этот пробел, Дмитрий Медведев подписал постановление, определяющее нормы мощности служебных автомобилей, которые руководители государственных ведомств и их структурных подразделений вправе брать в аренду. Для машин, персонально закрепленных за тем или иным чиновником, мощность не должна превышать 200 лошадиных сил, а для автомобилей, которые предоставляются по вызову, - не более 150 лошадиных сил. "Это должно минимизировать возможности, связанные с арендой дорогостоящих неоправданно для государственной службы за государственный счет автомобилей", - заявил премьер в ходе совещания.