В конкурсе "Золотой маски" Екатеринбургский балет участвует всего четвертый раз, и все его приезды были связаны с появлением в театре хореографа Вячеслава Самодурова. За два предыдущих года его постановки собрали такое количество наград, что теперь кажется, будто Екатеринбург давно прописался на фестивале. На самом деле еще несколько лет назад это была компания, в полупустом зале показывавшая стандартный набор "Лебединое озеро" - "Жизель" - "Щелкунчик" и, в отсутствии собственного хореографического училища, в значительной мере укомплектованная танцовщиками без профессиональных дипломов. Поэтому нынешняя "Золотая маска" оказалась событием и для труппы, фактически сдававшей экзамен в классическом репертуаре, и для московской публики, которой представили не окрошку разностильных спектаклей, а презентовали выбранный путь развития.
Вечер одноактных балетов екатеринбуржцев состоял из попавших в конкурс "Step Lightly" ("Осторожной поступью") Леон-Лайтфута и "Занавеса" Самодурова, а предварялся "Консерваторией" Бурнонвиля. Именно эта факультативная классическая одноактовка вызвала самые противоречивые впечатления. Балет поставлен великим датским хореографом во славу рутины ежедневного балетного класса. В нем танцовщикам категорически негде проявить свой артистический дар, зато, как на экзамене, нужно последовательно пройти все элементы, составляющие балетную технику. Ту технику, которая царила на сценах в середине XIX века и значительно упрощена в наши дни - с изнурительно медленными сольными адажио и изобилием мелких движений, усложненными специфически датской стилистикой: почти неподвижным корпусом и крепко закрепленными в позициях руками, которые не должны помогать в движениях. Причем позитивист Бурнонвиль, хотя и превратил экзерсис в спектакль, честно воспроизвел его главный принцип: никаких поддавков, никаких эффектных комбинаций для солистов и упрощений для кордебалета - в балетном классе, как на минном поле, "простреливается" каждый из 22 взрослых участников и даже контролирующий их Преподаватель.
Несмотря на красоту "Консерватории", в России с ней предпочитают не связываться. Когда Самодуров начал на посту худрука екатеринбургского балета с ее постановки, стало ясно, что профессионализм труппы его волнует не меньше собственных хореографических идей. Исполнение этого балета в Екатеринбурге все еще далеко от идеала, но оно показывает и тот большой путь, который прошла труппа, и ее потенциал (в четверке солистов блистают Игорь Булыцын и Алексей Селиверстов), и появление прирожденной Сильфиды - Елены Шариповой.
Иного рода преодолений потребовали от труппы "Step Lightly" ("Осторожной поступью") и "Тщетная предосторожность". Поставленный в 1991 году одноактный балет Соль Леон и Пола Лайтфута стал не только дебютом знаменитых хореографов Нидерландского театра танца в России, но и первым соприкосновением екатеринбургской труппы с современной неклассической хореографией. Спектакль на болгарскую фольклорную музыку объединяет четырех танцовщиц и двух танцовщиков в тугой узел взаимоотношений - двадцати минут хореографам хватило и на соло каждого, и на дуэты, и на трио, преимущественно драматические и трагические.
Только на первый взгляд эта хореография кажется неприхотливой: в ней значим каждый жест, что требует предельной концентрации. И хотя все исполнители в этом ансамбле равноправны, в екатеринбургском спектакле находится настоящий камертон - Елена Воробьева с ее предельной концентрацией и точностью.
Эта же балерина стала также героиней "Тщетной предосторожности". Старейший из сохранившихся балетов в Екатеринбурге не стали воспроизводить в "казенной" редакции Александра Горского начала ХХ века.
Петербургские специалисты по старинной хореографии Сергей Вихарев и Павел Гершензон, в руках которых оказалась запись версии Петипа и Иванова (1885 год), взяли ее за основу, сохранив при этом хитовое свадебное па де де Горского и разбавив ее стилизованными добавлениями Вихарева. Сам же сюжет о любви французских пейзан Лизы и Колена они вставили в новую раму: прологом к балету поставили "Консерваторию" Бурнонвиля, уравновесив ее в центре спектакля дуэтом из бурнонвилевской же "Ярмарки в Брюгге", чтобы в финале использовать традиционный дивертисмент Петипа, давно выпавший из всех версий балета. При этом прованских поселян поместили в пейзажи Ван Гога и одели в костюмы, отсылающие к картинам импрессионистов. Соединение сюжета и драматургии XVIII века, хореографии XIX-го и художественного решения XXI-го создали элегантный микст, выглядящий смелее многих авангардных решений и оправданный "театром в театре". А академизм исполнения, которого добился Вихарев, превращает эту "Тщетную предосторожность" в пиршество балетомана, незабываемое благодаря таким номерам, как вальс Петипа. В нем восемнадцать танцовщиц кордебалета и шесть корифеек - в шляпках и с цветами в руках, как любил Петипа, - сплетаются в хореографических узорах, каллиграфическая красота которых подчеркнута ногами в черных трико и голубых пуантах.
Среди стилистических перегрузок "Занавес" Вячеслава Самодурова выглядит для екатеринбургской труппы естественной средой обитания. Центром спектакля является прима-балерина Большого театра Мария Александрова, получившая здесь бенефисную роль, в которой оказались востребованы и ее воля, и энергия, и техника, и драматизм с недюжинным темпераментом. Но ансамбль не превращается в кордебалет - хореограф тщательно прописывает в нем "голоса" и "подголоски". Молодая труппа восприняла этот стиль как собственный. Благодаря этому теперь московские балетоманы наверняка будут ждать из Екатеринбурга и балеты Самодурова, и работу его танцовщиков.