В союзе предлагают торговым сетям продавать часть продуктов, срок годности которых подходит к концу, с существенными скидками. Возможно, через специальные благотворительные организации, которые смогли бы оперативно передавать эти продукты малоимущим гражданам. С таким предложением выступил глава союза Петр Шелищ.
"Еще год назад торговые сети в один голос говорили, что для них это не актуально. Честно говоря, не знаю, изменилась ли теперь ситуация для них. Но то, что сейчас все острее встает вопрос бедности, - это факт. Все больше людей нуждаются в дешевых продуктах питания", - рассказал Шелищ "Российской газете". Сейчас в России действуют правила утилизации продуктов питания для всех организаций, которые с ними работают. Их изымают компании, имеющие лицензии на работу с этим типом отходов, и уничтожают на специальных полигонах или в печах.
По словам Петра Шелища, у российских торговых сетей объемы утиля получаются внушительным, правда, сами компании не делятся своей статистикой на этот счет. Эксперт рассуждает так. Сейчас платят деньги за то, чтобы просроченные продукты утилизировались. А можно было бы сэкономить, если отдавать часть продукции, до того, как она испортится, по низким ценам специальным организациям или отдельным группам граждан.
Это бы решило и еще одну проблему. По словам собеседника "РГ", он регулярно слышит от производителей тех или иных продуктов, что торговые сети возвращают им непроданный товар. "Представляете, мясоперерабатывающему комбинату вернули батон колбасы. Что он будет с ним делать? Положит в новую колбасу? Я, лично, этому бы не обрадовался", - рассуждает он. Налаживание дополнительного канала продаж сократило бы убытки переработчиков.
В Европе подобная система уже действует, отмечают в союзе. Например, в Германии продукты с подходящим к концу сроком годности продаются в 900 пунктах по всей стране по 1-2 евро. Чтобы их купить, нужно предъявить удостоверение малоимущего или безработного. А во Франции не так давно приняли закон, которым магазинам запретили утилизировать продукты.
В европейских странах проблема с переизбытком продуктов питания стоит намного острее, чем в России, отсюда и наличие подобных организаций, говорит председатель правления Ассоциации экспертов рынка ретейла Андрей Карпов. Там конкуренция за потребителя намного серьезнее.
Но в любом случае логика любой торговой сети состоит в том, чтобы минимизировать объем просроченной продукции. "Вряд ли регулярно наблюдаются ситуации, когда у магазина постоянно остаются невостребованные объемы продукции. Это свидетельствует о проблемах в отделе закупок, и такие ситуации довольно быстро исправляются", - рассуждает он.
По его словам, давать скидки на продукты с истекающим сроком годности - и так обычная практика магазинов. И если реализовывать их через какие-то специальные программы, то проще не создавать новую инфраструктуру, а делать это через сами магазины, куда покупатели и так привыкли ходить.