В исследовании участвовало почти 500 тысяч путешественников из 60 стран мира, в том числе и россияне. Выяснилось, что половина опрошенных, определяясь с очередным маршрутом, доверяет отзывам других путешественников. На выбор влияют рассказы, яркие фотографии, отзывы и прочий контент, инициируемый пользователями. Ориентируются туристы в основном на социальные сети. Особенно это касается молодой активной аудитории, которая бронирует свои поездки с помощью смартфонов и прочих мобильных гаджетов.
С каждым годом влияние социальных медиасетей, travel-блогов и форумов будет только расти, предсказывают специалисты. России, уделяющей все большее внимание развитию туризма, нужно учитывать это обстоятельство, отмечают эксперты "Российской газеты".
"В соцсетях сегодня присутствуют почти все регионы. Однако это присутствие ограничивается, как правило, участием в какой-либо группе. В лучшем случае наличием странички, но информация на ней далеко не всегда является для туриста мотивирующей. Скорее справочной. А это то, что турист может и самостоятельно при желании найти в Интернете", - полагает исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе. "В соцсетях турфирме ни в коем случае нельзя информационно дублировать свой официальный сайт с ценой или условиями маршрута или выкладывать отчеты о скучных совещаниях, - отметила в беседе с "РГ" Алла Филимонова, независимый консультант в сфере туризма. - На семинарах я привожу пример, как в соцсетях продавала тур в Мюнхен, предлагая сравнить сорта чешского и немецкого пива. Общение с аудиторией должно быть завлекательным, эмоциональным".
Эксперты "РГ" посетовали на то, что до сих пор в России нет мультиязычного сайта, который рассказывал бы о туристском потенциале наших регионов иностранцам. Причем информация на таком сайте должна служить гидом для туристов, а не просто давать общие сведения о природно-климатических условиях того или иного региона или об объектах, которые ни о чем не говорят приезжим туристам. "Как-то мне рассказывали об одном мероприятии для туроператоров из Германии, где представитель турбизнеса российского региона зачитывал длинный доклад на русском языке о реконструкции второй очереди какого-то музея. Ну это никуда не годится", - привела пример Майя Ломидзе.
"Для привлечения туристов важны все соцсети - "Фейсбук", "ВКонтакте", "Одноклассники" и прочие ресурсы. Я вот, например, больше предпочитаю "Фейсбук" - эта аудитория мне ближе, но при этом менеджерам часто говорю, что нельзя забывать об "Одноклассниках", где есть аккаунты у людей старшего возраста, преимущественно проживающих в регионах. Это может быть ваша 100-процентная целевая аудитория", - говорит Алла Филимонова.
Словом, для продвижения все средства хороши, кроме скучных, отмечают эксперты туриндустрии. В идеале сейчас нужны обучающие семинары для представителей туриндустрии, рассказывающие, с помощью каких конкретно механизмов продвигать свой продукт в сетях. Как минимум нужно смотреть, как это делают успешные зарубежные коллеги. "У нас же, к сожалению, позиция такая: кому мы интересны, тот и сам о нас узнает, а кому нет - так и нечего к нам ездить", - отметила Ломидзе.
Турбизнес сейчас в центре внимания россиян, отмечают эксперты "РГ". Радует, что обсуждаются не только проблемы отрасли в целом, но и новые возможности, пути выхода из кризиса, говорит Алла Филимонова.
"У нас большие надежды на активное использование интернет-технологий, - рассказывает эксперт. - Онлайн уже подбираются и бронируются туры и отдельные услуги, все шире применяются электронные сервисы оплаты. А теперь в Интернете проводятся и выставки, на которых можно ознакомиться с туристским потенциалом определенного направления".
Во время таких онлайн-встреч туроператоры анонсируют свои планы на сезон, общаются с зарубежными партнерами, проводят семинары и конференции для турагентств. И это очень удобно, поскольку не надо тратить деньги, чтобы приезжать в другой регион на встречу с партнерами. Вебинары полезны и экономическим анализом ситуации в целом, на них даются антикризисные рекомендации от ведущих туроператоров.