Агрегаторы такси отказались ввести госрегулирование тарифов

За последние пять лет рост объема рынка такси в России составил 85 процентов. Немалый вклад внесли так называемые агрегаторы, компании, которые работают сразу с большим количеством таксистов. Однако безопасность пассажиров до сих пор вызывает вопросы у экспертов.

Привлекая заказы и распределяя их между водителями в зависимости от их местоположения, агрегаторы произвели технологическую революцию и полностью изменили рынок транспортных услуг. К таким выводам пришли эксперты аналитического центра при правительстве РФ.

За последние четыре года количество автомобилей, подключенных, например, к системе "Яндекс.Такси", выросло с тысячи автомобилей до 40 тысяч по всей стране. А компания Gett имеет более 36 тысяч подключенных официальных водителей. Недавно на сотрудничество только с лицензированными водителями перешел и агрегатор Uber.

Такие компании не только снижают холостой пробег, но и позволяют таксомоторным паркам предложить клиенту лучшую цену. Это, в свою очередь, способствует повышению спроса населения на услугу, приводит к росту рынка, увеличению числа легальных таксистов и повышению их конкурентоспособности в сравнении с нелегалами. А в некоторых городах страны - Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре и Сочи - у пассажиров такси с помощью нового мобильного приложения появилась возможность самим определять стоимость поездки.

"Такси сегодня плотно связано с городской инфраструктурой - на все вокзалы, в аэропорты люди чаще всего прибывают на такси, - отметил ведущий советник управления государственных программ Аналитического центра при правительстве РФ Николай Савастьянов. - Кроме того, это единственный круглосуточный вид транспорта".

По данным исследования аналитического центра, количество водителей такси увеличилось более чем на 20 процентов с 2010 года. Сейчас в этой сфере работает порядка 338 зарегистрированных машин. Всего объем рынка составляет порядка 441 миллиарда рублей, это примерно 0,6 процента ВВП страны.

Одной из главных проблем на рынке такси по-прежнему остается обеспечение безопасности пассажира. Но это решаемо, говорят эксперты. Благодаря системе телематического контроля, установленной на машине, можно следить за стилем езды водителя. А благодаря системе GPS-навигации даже водитель, который не знает город, может оказывать услуги не хуже профи, который проезжает весь город по памяти.

Если нелегальные таксисты выйдут из тени, то они принесут в бюджет почти 7 миллиардов рублей налогов

В сфере такси также остается нерешенным вопрос ценообразования. Важно, чтобы тарифы такси были прозрачными и понятными для потребителей.

"Госрегулирование тарифов в сфере такси невозможно, - отметил заместитель начальника управления регулирования транспорта ФАС России Алексей Горлинский. - Мы неоднократно сталкивались с предложениями поставить минимальные или максимальные пороги тарифов, но это контрпродуктивно. Такси - конкурентная среда, цены образуются рыночными механизмами. А с появлением агрегаторов цены стали снижаться и становиться понятнее потребителям".

По мнению интернет-омбудсмена Дмитрия Мариничева, такси сегодня является частью глобальной информационной системы: "Но уже завтра место агрегаторов такси могут занять социальные сети, а место водителя - беспилотная система. Возникнет новый агрегатор, который будет объединять беспилотники и оказывать услуги по перевозке. Судя по развитию технологий, беспилотное такси может появиться уже через 3-5 лет".

Между тем в России остается еще много нелегальных таксистов, хотя за последние годы их число и уменьшилось. Всего их сегодня 118 тысяч, и при выходе из теневого сектора они могут принести в бюджет 6,98 миллиарда рублей налогов.