Изменениями закрепляется обязанность государственных гражданских служащих, которым расходы на проезд воздушным транспортом возмещаются из федерального бюджета, приобретать билеты российских авиакомпаний или авиакомпаний других государств ЕАЭС. Это Беларусь, Казахстан, Киргизия и Армения. Перечень авиакомпаний размещен на сайте Росавиации, в нем 20 авиаперевозчиков.
"Это международная практика", - утверждает Виктор Горбачев, глава Ассоциации гражданской авиации "Аэропорт". По его словам, иностранные чиновники прилетают к нам только своими авиакомпаниями: "Никто не говорит об этом открыто, но это общая практика".
Однако слишком жесткие меры могли бы ограничить передвижения по миру чиновников, так как российские авиакомпании летают далеко не везде. Поэтому если российские авиаперевозчики или авиакомпании государств ЕАЭС не выполняют полеты к месту следования, госслужащему разрешается приобрести билет авиакомпании, которой нет в перечне Росавиации. "Если нет прямых рейсов отечественной авиакомпанией, что тут сделаешь, - поясняет Горбачев. - Но при наличии альтернативы должен быть сделан выбор в пользу российской авиакомпании".
При этом эксперт не исключает, что международные перелеты отечественными авиакомпаниями могут оказаться дороже, чем зарубежными перевозчиками. В то же время есть международные направления, на которых билеты отечественных авиакомпаний - самые доступные. К примеру, за билет "Аэрофлота" или S7 в Берлин придется заплатить около 7 тысяч рублей в экономклассе, средняя же цена билетов у зарубежных перевозчиков около 9 тысяч рублей. Впрочем, не редко самые дешевые билеты у компаний, предлагающих рейсы с пересадками, что приводит к потере времени. Поэтому по целому ряду направлений именно российские авиакомпании предлагают "оптимальный тариф", в котором средняя цена сочетается с минимальным временем на перелет.
Обязанность чиновников летать российскими компаниями обеспечит дополнительные объем перевозок и доход российским авиакомпаниям. "Их много (чиновников)", - отмечает председатель Комиссии гражданской авиации общественного совета Ространснадзора, президент фонда "Партнер гражданской авиации" Олег Смирнов и поясняет, что перелеты зарубежными авиакомпаниями большого количества госслужащих - это потери для экономики.
"Нельзя сказать, что это будет перекладыванием денег из кармана в карман, - комментирует Виктор Горбачев такое ограничение. - У нас только две госкомпании - "Аэрофлот" и "Россия". Поэтому при покупке билетов деньги в большинстве случаев будут поступать в частный сектор, но не уйдут из России.
Ограничат и перелеты чиновников бизнес-классом. "Вы когда в самолет заходите, зачастую там весь бизнес-класс - это госслужащие. У нас все работники министерств, даже до замдиректора департамента, могут летать бизнес-классом. Это огромные, колоссальные расходы", - объяснил необходимость введения ограничений министр труда и соцзащиты Максим Топилин.
Минтруд готовит документ, уточняющий, каким чиновникам запрещается, а каким разрешается приобретать билеты в бизнес-класс. Ограничение планируется ввести для всех категорий служащих, за исключением рейсов продолжительностью более пяти часов. Также будет предусмотрен закрытый перечень высших должностей гражданской службы, утверждаемый лично президентом РФ, при замещении которых чиновники смогут пользоваться бизнес-классом вне зависимости от продолжительности перелета.
Разница в цене эконом- и бизнес-класса может отличаться в несколько раз. К примеру, самый дешевый билет "Аэрофлота" из Москвы в Мюнхен стоит 6047 рублей. В бизнес-классе полет по тому же маршруту обойдется в 33 524 или 47 414 рублей в зависимости от тарифа. "От этого абсурда давно пора избавляться, а в кризис нужно делать это немедленно", - возмущается Смирнов. Правда, он считает, что совсем запрещать пользоваться услугами повышенного комфорта не следует. "Если чиновник хочет каких-то удобств, пусть оплачивает их за свой счет", - говорит эксперт.
В минтруде также хотят ограничить пользование госслужащими различными VIP-услугами. Если ограничения будут введены, чиновники больше не смогут пользоваться залами повышенной комфортности в аэропортах. "Эти услуги платные, так как особыми зонами распоряжаются частные структуры", - говорит Олег Смирнов. Так, VIP-зал Шереметьево стоит 18 тысяч рублей на внутренних линиях и 21 тысячу рублей на международных. За эти деньги пассажир получает отдельную стойку регистрации, личный таможенный контроль и возможность не приезжать в аэропорт за два часа до вылета.
Но если повышенный комфорт чиновников обходится в десятки тысяч рублей дополнительных расходов, то целые самолеты для делегаций - в миллионы. Общероссийский народный фронт составил рейтинг расточительности регионов и госкорпораций за 2015 год, отдельная номинация которого посвящена чартерным авиаперелетам.
Первые пять строчек в этой номинации занимают перелеты, заказанные правительством Нижегородской области и оплаченные из областного бюджета. За год чиновники 6 раз летали чартерами, за каждый из которых заплачено более миллиона бюджетных рублей. Самым дорогим стал перелет шести чиновников в Японию за 10 125 000 рублей.
Запретить лишние расходы во время перелетов могут и членам парламента. Минфин направил депутатам и сенаторам письмо с просьбой воздержаться от расходов на залы повышенного комфорта. Минфин отказался выделять на эти цели из бюджета сто миллионов рублей в год.
Попытки сократить расходы чиновников на перелеты раньше предпринимались на местном уровне, но не всегда удачно. Так, в Красноярском крае решение о запрете госслужащим летать бизнес-классом было принято Законодательным собранием региона, но не утверждено исполнительной властью. А в Санкт-Петербурге депутаты не поддержали запрет на покупку чиновникам билетов в бизнес-класс, но одними из первых ограничили перелеты иностранными компаниями.
Росавиация сейчас разрабатывает программу субсидирования авиаперевозок туристов внутри страны в весенний и осенний периоды 2016 года. Создание программы заложено в плане поддержки экономики и направлено на ускорение роста внутреннего туризма.
Изначально на эти цели планировалось направить до 1,1 миллиарда рублей из внебюджетных источников. Но в финальном варианте плана поддержки экономики сумма сократилась до 400 миллионов рублей. В результате льготными тарифами смогут воспользоваться не 160 тысяч туристов, а всего 100 тыс. Из числа субсидируемых направлений могут исчезнуть рейсы в Симферополь и Казань, а также перелеты из Владивостока, Хабаровска и Иркутска.