Олеся Фокина: Людей с неиспорченной репутацией становится все меньше

Олеся Фокина, режиссер

Я считаю, что по возможности надо не доводить отношения до того, чтобы приходилось обращаться в суд. Но если нет других путей разрешения конфликта, чтобы, к примеру, наказать клеветника, который написал на вас грязную кляузу, придется это сделать. Защитить свое достоинство и репутацию очень сложно. Поэтому этими тончайшими вещами должны заниматься люди высочайшей культуры и этических норм, ответственные перед законом и самим собой. Ведь когда речь заходит о подобных спорах, первым встает вопрос: "А судьи кто? И не будут ли они тоже подкуплены теми же кляузниками, можно ли им доверять, смогут ли они нас защитить?"

Как говорила моя учительница, известный культуролог Паола Волкова, самой ценной вещью в ближайшее время, ценнее денег, счетов в банке и недвижимости, станет репутация. Потому что людей с неиспорченной репутацией, с чистой и незапятнанной, становится все меньше и меньше.

Впрочем, хорошую репутацию, заработанную в течение целой жизни, не очернишь одним каким-то доносом. Хотя еще не так уж и давно людей сажали из-за чьей-то клеветы.

На меня саму грозились подать в суд за использование писем Иосифа Бродского в моем фильме. И доказать, что не всякое письмо поэта, не всякий его текст и не всякий рисунок является литературным памятником, а некоторые принадлежат семье Бродского, оказалось очень сложно, и я потерпела фиаско.

Сегодня прочитала мерзкую реплику в "Фейсбуке", что какая-то дама обвиняет Татьяну Толстую в том, чего она не совершала. Люди бросают друг в друга комьями грязи, и это просто отвратительно. Они и не задумываются, что весь этот грязевой поток к ним вернется в двойном размере.

Может быть, и хорошо, что в нынешний век материальных ценностей кляузников за их доносы будут наказывать рублем, возможно, именно компенсация за ложные данные, которую они выплатят пострадавшей стороне, заставит их впредь быть осторожнее с высказываниями. Люди должны отвечать за все свои низкие, хитрые и гнусные поступки.