Иван Иванович, считается, что главная проблема Северного Кавказа - это бандподполье. Но в последнее время активность боевиков вроде бы снизилась - ушла ли эта проблема на второй план?
Иван Сыдорук: В округе две главные проблемы, негативно влияющие на его социально-экономическое развитие - экстремизм и коррупция. Ежегодно на территории СКФО совершается до 80 процентов всех регистрируемых в России преступлений террористического характера. Только в 2015 году в округе пресечена деятельность свыше 500 участников незаконных вооруженных формирований и их пособников, в суды направлено 313 уголовных дел о преступлениях террористического характера и 43 - экстремистского, осужден 291 человек.
На первое место в своей работе мы ставим профилактику терроризма и экстремизма, межнациональных и межконфессиональных конфликтов. За минувший год прокуроры выявили свыше 32 тысяч нарушений в этой сфере, приняты меры для их устранения. Мы должны действовать на опережение в борьбе с терроризмом, а не по факту уже совершенного преступления. Ведь смерть даже одного человека - огромное горе для его близких.
Сколько ни говорят о профилактике терроризма и экстремизма, ряды бандподполья в округе все равно пополняются. Что не срабатывает?
Иван Сыдорук: Чтобы решить эту проблему, нужно перекрыть финансирование бандподполья, ликвидировать каналы поставки оружия и активно бороться с пособниками боевиков. Бандиты ведь не в вакууме существуют, им нужно питаться, одеваться, где-то жить. Но, самое главное, властям регионов необходимо вести идеологическую работу - заниматься вопросами нравственного воспитания и обучения молодежи, сотрудничать с институтами гражданского общества, средствами массовой информации и представителями духовенства, при этом своевременно выявлять и пресекать пропаганду экстремизма.
Если удастся все это сделать, убежден, что на 90 процентов проблема терроризма в регионе будет решена. Что касается пособников, то определенный положительный результат уже есть, здесь мы распространяем опыт Чеченской Республики, где их эффективно выявляют и привлекают к ответственности. А вот о финансировании бандподполья уголовных дел мало. Результаты работы по перекрытию каналов поступления в округ оружия также нельзя назвать удовлетворительными.
Проблема незаконного оборота оружия на Северном Кавказе стоит остро. Ежегодно правоохранители изымают тысячи единиц оружия и боеприпасов, сотни килограммов взрывчатых веществ. Безусловно, многое осталось после проведения контртеррористических операций в Чеченской Республике и Дагестане, однако оно поступает в округ и из-за рубежа, в том числе с территорий Абхазии и Южной Осетии. Поэтому основные усилия необходимо сосредоточить на ликвидации каналов его поступления в СКФО.
Еще одна больная тема - коррупция. С учетом такого явления, как клановость, можно ли с ней вообще справиться?
Иван Сыдорук: Безусловно, коррупция в Северо-Кавказском федеральном округе характеризуется многообразием форм, высокой организованностью и является серьезной угрозой стабильности в регионе, она влечет за собой неверие в эффективность работы власти и судебно-правовой системы.
До сих пор не искоренена практика назначения на государственные и муниципальные должности по принципу родства, личной преданности и лояльности. К примеру, брат министра образования и науки Дагестана занимал должность директора одного из государственных образовательных заведений. При этом министерство являлось учредителем этой организации. В подобном замешан и министр здравоохранения и культуры Дагестана. В результате принятых прокуратурой республики мер родственники министров уволены.
И это не единичные примеры, когда нам удалось предотвратить конфликт интересов и привлечь виновных лиц к ответственности. Только в прошлом году к дисциплинарной ответственности за нарушения антикоррупционного законодательства привлечено более 8,8 тысячи чиновников.
Правоохранители за год выявили почти две тысячи преступлений коррупционной направленности, из которых 567 - факты взяточничества. Поэтому с коррупцией можно и нужно бороться, и все необходимые рычаги для этого у нас есть.
И насколько велики аппетиты местных чиновников?
Иван Сыдорук: В Ставропольском крае министр образования и молодежной политики получил взятку в миллион рублей. В Ингушетии возбуждено уголовное дело в отношении бывшего министра финансов республики, который израсходовал не по целевому назначению около двух миллиардов рублей федеральных средств. Всего в 2015 году до суда доведены уголовные дела в отношении почти тысячи коррупционеров, ущерб от преступных действий которых превысил 3,2 миллиарда рублей.
А есть ли связь между уровнем коррупции и активностью бандподполья? Используют ли "лесные" братья коррумпированных чиновников и нечистых на руку сотрудников правоохранительных органов в своих целях?
Иван Сыдорук: Факты непосредственной связи участников бандподполья и коррумпированных чиновников единичны. Вместе с тем, безусловно, существует взаимосвязь между уровнем коррупции и активностью бандподполья. Анализ уголовных дел свидетельствует, что боевики на Кавказе уже давно интегрировались с организованной преступностью. Наряду с покушениями на сотрудников правоохранительных структур, участники бандподполья занимаются вымогательством и разбоем. Нередко их жертвами становятся именно коррумпированные чиновники.
Однако коррупция в органах власти напрямую влияет на рост протестных настроений в обществе, чем умело пользуются лица, пропагандирующие экстремистскую идеологию, а также занимающиеся вербовкой новых участников незаконных вооруженных формирований.
Есть ли факты сращивания власти на местах с криминалитетом?
Иван Сыдорук: Говорить, на мой взгляд, так нельзя, хотя представители власти совершают преступления. Например, в Карачаево-Черкесии пресечена деятельность преступного сообщества, в состав которого входили министр труда и социального развития республики, начальники управлений труда и соцразвития администраций нескольких районов. Эта группа расхищала бюджетные средства, предназначенные для соцвыплат гражданам. Только по предварительной оценке, за два года они похитили более 600 миллионов рублей.
Еще один пример - резонансное уголовное дело в отношении банды Гагиева, которая занималась заказными убийствами. Преступное сообщество действовало с 2004 года. В ходе следствия установлено, что в него входили как бывшие, так и действующие сотрудники правоохранительных органов. На сегодняшний день 17 участников осуждены, расследование в отношении 37 продолжается.
В прошлом году раскрыто и передано в суд несколько уголовных дел в отношении банд, занимавшихся вооруженным разбоем и убийством. На Кавказе бандитизм тесно связан с терроризмом, наркобизнесом и незаконным оборотом оружия.
Скажите, в целом уровень организованной преступности в округе снизился или вырос?
Иван Сыдорук: Анализ статистики свидетельствует о том, что из всех преступлений, совершенных организованными группами и преступными сообществами и зарегистрированных в России, почти десятая часть приходится на Северный Кавказ. Однако говорить о резком росте организованной преступности в регионе было бы неверно. Просто правоохранительные органы стали активнее выявлять такие факты, в том числе прошлых лет.
Повлиял ли кризис на структуру совершаемых в округе преступлений?
Иван Сыдорук: Безусловно, социально-экономические процессы самым непосредственным образом отражаются на структуре и динамике преступности. И Северный Кавказ, конечно же, не исключение.
В прошлом году на территории округа преступность выросла почти на девять процентов. При этом на 19 процентов увеличилось количество экономических правонарушений, в том числе краж и мошенничеств. Более 70 процентов преступлений совершили люди, не имеющие постоянного источника дохода.
Традиционно проблематичные для округа сферы - ЖКХ и жилищное строительство, где фиксируется самое большое число жалоб от людей в надзорные органы. Как сейчас обстоит дело?
Иван Сыдорук: В 2015 году количество поступивших в прокуратуру жалоб на нарушения в сфере ЖКХ увеличилось на 11,3 процента. Проблем здесь более чем достаточно, и они в регионе копились годами. Это изношенность коммунальных сетей, значительная задолженность организаций ЖКХ, факты безучетного потребления энергоресурсов, ненадлежащее оказание коммунальных услуг, необоснованное начисление платы, факты хищения бюджетных средств, выделенных на модернизацию жилищно-коммунального хозяйства, и прочее.
Все эти вопросы находятся в центре внимания органов прокуратуры. По сравнению с 2014 годом количество выявленных нарушений в этой сфере выросло на 13 процентов - до 27,5 тысячи. Принято более пяти тысяч актов прокурорского реагирования, по материалам наших проверок возбуждено 107 уголовных дел. А всего только за прошлый год на территории округа выявлено 255 преступлений в сфере ЖКХ, ущерб от которых превысил 450 миллионов рублей. Например, в Дагестане расследуется уголовное дело, возбужденное по факту хищения руководством одной из компаний свыше 30 миллионов рублей бюджетных средств, выделенных в рамках республиканской программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда".
Управление Генпрокуратуры в СКФО отклонило треть плановых проверок на 2016 год. Не даете "кошмарить" бизнес?
Иван Сыдорук: Это действительно так. Более чем в половине случаев основанием для отказа стало то, что контролирующие структуры хотели обойти установленный законом запрет на проведение плановых проверок малых предприятий.
Помимо этого, в прошлом году прокуроры округа рассмотрели тысячу заявлений о согласовании внеплановых выездных проверок: отказано более чем в 70 процентах случаев. Как правило, это связано с отсутствием предусмотренных законом оснований для проведения подобных мероприятий.
Всего же в этой сфере выявлено 14 тысяч нарушений закона, к дисциплинарной ответственности привлекли 2,7 тысячи чиновников, к административной ответственности - 276.
Часто можно услышать жалобы на судопроизводство в регионе, нарпимер, на ангажированность и даже коррумпированность судей. Вы сталкивались с подобными фактами?
Иван Сыдорук: Закон должен быть един для всех, и никакой иммунитет, в том числе и судейский, не может быть выше закона. Сейчас мы расследуем уголовное дело в отношении бывшего федерального судьи Нальчикского городского суда, которая за вознаграждение в два миллиона рублей вынесла несколько заведомо незаконных судебных решений. Речь идет о компенсации морального вреда участникам ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и НПО "Маяк".
В Ставропольском крае решается вопрос о возбуждении уголовных дел в отношении двух федеральных судей. Есть данные, что они получили денежное вознаграждение в размере 10 и четырех миллионов за помощь в трудоустройстве на судейские должности.
По вашему мнению, насколько же велика коррупция в силовых структурах региона?
Иван Сыдорук: В прошлом году к ответственности за взятки привлечены около 80 сотрудников правоохранительных органов. Например, в Ставропольском крае за покушение на получение взятки в два миллиона рублей задержаны руководитель и следователь одного из следственных отделов СУ СКР по краю, обещавшие за вознаграждение прекратить уголовное дело. В Карачаево-Черкесии за взятку в размере 300 тысяч задержан следователь Следственной части СУ МВД по республике, который пообещал фигуранту одного уголовного дела избрание меры пресечения, не связанной с лишением свободы, и последующее прекращение дела.
Такие преступления замалчиваться не будут. Наоборот, мы принимаем все меры для их объективного расследования и привлечения виновных лиц к ответственности.
Досье "РГ"
Иван Иванович Сыдорук родился в 1950 году на Украине. В 1978-м окончил Высшее политическое училище МВД. С 1978 года работал в органах внутренних дел, возглавлял юридический отдел завода изделий из пластмасс города Ленинграда. В 1981-м перешел в прокуратуру Ленинграда, где прошел путь от прокурора отдела общего надзора до прокурора Санкт-Петербурга. С марта 2003 года - советник Генерального прокурора РФ. В сентябре того же года назначен прокурором Московской области. Первого июля 2005 года ушел в отставку, работал в университете МВД РФ на должности профессора. Седьмого июля 2006 года назначен заместителем Генерального прокурора РФ. Государственный советник юстиции 1-го класса. Награжден орденом Мужества, орденом Почета и медалью "За воинскую доблесть".