Суд Донецка приговорил Савченко к 22 годам заключения

Бывшая украинская военнослужащая Надежда Савченко признана виновной в гибели журналистов ВГТРК в Донбассе летом 2014 года. Городской суд Донецка Ростовской области согласился с доводами обвинения и приговорил ее во вторник к 22 годам заключения в колонии общего режима и штрафу в 30 тысяч рублей. Таким образом, была поставлена точка в громком деле.

Ранее во ФСИН сообщали, что до вступления приговора в законную силу осужденная будет содержаться в следственном изоляторе на территории Ростовской области. Впрочем, как заявляла сама Савченко ранее и ее адвокаты, оспаривать приговор российского суда, каким бы он ни был, они не намерены.

Срок наказания исчисляется с момента фактического задержания - 30 июня 2014 года. То есть Савченко будет находиться в колонии 20 лет и 3 месяца.

"Генеральная прокуратура удовлетворена состоявшимся сегодня приговором по уголовному делу в отношении гражданки Украины Надежды Савченко, особенно с учетом тяжести совершенных ею деяний - участие в убийстве мирных граждан и незаконное пересечение государственной границы", - заявил официальный представитель надзорного ведомства Александр Куренной.

Сегодня суд установил, что летом 2014 года в Луганской области Савченко корректировала артиллерийский обстрел объектов, где находились мирные жители. "Следствием и судом установлено, что во время военных действий в районе Луганска в июне 2014 года Савченко, узнав координаты расположения группы российских журналистов ВГТРК и других гражданских лиц под Луганском, передала их украинским вооруженным формированиям, - прокомментировал приговор официальный представитель Следственного комитета РФ Владимир Маркин. - И именно по этим координатам был произведен артиллерийский обстрел, в результате которого погибли сотрудники ВГТРК Игорь Корнелюк и Антон Волошин. Также могли пострадать и другие находившиеся рядом гражданские лица. После того, как Надежда Савченко добровольно перешла без документов российско-украинскую границу и была задержана".

Мотивом совершенных преступлений послужила ненависть по отношению к социальной группе жителей Луганской области, а также русскоязычным людям в целом, говорится в приговоре.

Алиби украинской летчицы не было доказано в ходе судебного процесса, сообщил судья Леонид Степаненко. Суд не обнаружил обстоятельств, смягчающих или отягчающих вину подсудимой, но при этом снял обвинения в обстреле мирных жителей Луганской области из-за неподсудности дела российскому суду.

К делу были приобщены различные свидетельские показания, заслушаны родственники погибших журналистов ВГТРК, военные эксперты и свидетели самого обстрела.

Савченко своей вины не признала. По ее словам, она не будет пользоваться правом на обжалование приговора. Более того, в начале апреля она хочет вновь объявить сухую голодовку, сообщили адвокаты. По их словам, они отговаривают свою подопечную, но она еще заранее решила голодать, "при любом приговоре". На процессе Савченко вела себя подчеркнуто развязно, изо всех сил стараясь продемонстрировать свою незаинтересованность в исходе процесса. А в момент, когда судья произнес слова "признана виновной", даже запела песню на украинском языке, предположительно "О косы, косы вы мои", переделанную на свой лад, и тем самым прервала процедуру оглашения приговора.

Представитель СК РФ Владимир Маркин отмечает, что единственный важный вопрос, на котором была построена тактика защиты, - это доказывание того, что задержание Савченко ополченцами произошло раньше гибели российских журналистов. "Причем сначала защита ходатайствовала о приобщении к материалам уголовного дела заключений украинских экспертов, затем даже привлекла российских специалистов, которые за деньги выполняли их заказы. Однако в судебном заседании выяснилось, что специалист-астроном Возякова, проводившая исследование видеозаписей, допустила явные ошибки в расчетах вероятного времени их записи, что могло свидетельствовать о подгонке для получения нужного стороне защиты результата. И, кстати, в ходе допроса в суде она пояснила, что писала свое заключение в соавторстве с адвокатом обвиняемой, а это является абсолютно недопустимым. При этом следствием были представлены суду доказательства, полностью опровергающие доводы защиты", - пояснил он.

Текст публикуется в авторской редакции и может отличаться от вышедшего в номере "РГ"