- Это первая выставка в рамках коммерческой ярмарки, в которой Пушкинский музей принимает участие?
- Да, первая.
- Почему было принято такое решение?
- На самом деле, это и первый случай, когда Salon du Dessin приглашает зарубежный музей в таком формате. В прошлом году участие принимала Национальная библиотека Франции с коллекцией архитектурных рисунков.
Салон и Неделя рисунка, проходящая в это время в разных музеях и галереях Парижа, привлекают людей, которые профессионально занимаются рисунком. Здесь встречаются антиквары, эксперты, музейные хранители из многих стран мира.
Музеи видят в Салоне источник пополнения своих коллекций; с другой стороны, антиквары заинтересованы в поддержке академической науки, так что в основе проекта лежит идея объединения сил вокруг самого предмета - рисунка как особого вида искусства. Поэтому вокруг Салона, где рисунки выставлены на продажу, организована большая программа точечных выставок, однодневных показов в музеях Парижа и ближних окрестностей; проходят научные конференции, связанные с тематикой выставок.
Возвращаясь к вашему вопросу: инициатива, действительно, исходила от музея; решили использовать эту парижскую площадку для "популяризации" нашей коллекции рисунков, которая не настолько известна, как собрание живописи импрессионистов и постимпрессионистов (оно-то всегда было на виду).
- Которое, кстати, тоже скоро поедет в Париж на выставку в Fondation Louis Vuitton.
- Да, в очередной раз. Рисунки гораздо реже мы показывали за рубежом, хотя были такие случаи. Мы заинтересованы в том, чтобы наш графический фонд тоже входил в обиход и научный, и выставочный, с тем, чтобы мы вовлекались в какие-то международные выставочные проекты, чтобы наш материал имелся в виду, когда устраиваются какие-то интересные выставки научного характера.
- Насколько обширна коллекция рисунка и графики ГМИИ, как она создавалась?
- Формально, основанием Гравюрного кабинета считается 1862 год, когда Александр II подарил 20 тысяч гравюр из фондов Эрмитажа Московскому Румянцевскому музею. В 1873-м в собрание в качестве дара московского купца Константина Рюмина поступили первые рисунки. И на протяжении всей истории Румянцевского музея пополнение фондов рисунка происходило за счет даров и завещаний частных лиц.
- Что это были за коллекции?
- В первую очередь надо упомянуть первоклассную коллекцию Николая Мосолова, содержавшую графические работы нидерландских, фламандских и голландских мастеров, а также большое собрание рисунков и гравюр западных и русских мастеров, переданное в 1918 году вдовой Николая Баснина. После революции важным источником пополнения музейного фонда стали национализированные коллекции. В 1924 году Румянцевский музей был закрыт, Гравюрный кабинет был передан Музею изящных искусств (прежнее название Пушкинского музея), став основой нынешнего Отдела графики.
Затем, в 1930-е годы были поступления из разных музеев в порядке перераспределения музейных фондов. Особенно значительной была передача из Эрмитажа в 1930 году более 600 листов, среди которых были и произведения великих мастеров, таких как Рубенс или Пуссен. Некоторые из них происходят из знаменитых европейских собраний (Кобенцля, Брюля), купленных во времена Екатерины II. Рисунки художников конца XIX - XX века поступили в 1948 году из расформированного Музея нового западного искусства. Среди важнейших даров послевоенного времени - значительное собрание рисунков Матисса, поступивших от его секретаря Лидии Делекторской; большие группы работ Фернана Леже (дар вдовы художника, Нади Леже) и Марка Шагала (дар его дочери, Иды Шагал).
- Что в числе хайлайтс в коллекции графики сегодня?
- В каждой национальной школе есть свои главные экспонаты. В итальянской - это, например, рисунки Пармиджанино и Тьеполо. В ранней немецкой - уникальный рисунок Дюрера; в более поздней - рисунки Гаспара Давида Фридриха, немецких экспрессионистов - Нольде, Марка, Пехштейна. Во фламандской - в первую очередь, несколько листов Рубенса. Разнообразно представлена голландская школа, где есть один бесспорный лист Рембрандта и один - Ван Гога. Во французская школе - Пуссен, Ватто, Грёз, Фрагонар, Давид, Энгр, Домье, Ренуар, Матисс, Леже, Пикассо.
- Сейчас коллекция пополняется?
- Мы по-прежнему больше рассчитываем на дары, чем на закупки. Поскольку у нас нет механизма приобретения за государственные бюджетные деньги на зарубежных аукционах. Просто юридически механизма не существует. Мы можем только получить от спонсоров в дар. Спонсор может купить на аукционе и подарить музею. Это единственный канал приобретения на Западном рынке.
Тем не менее, время от времени у частных лиц в России что-то покупается. Последний яркий пример (речь идет о рисунках) - приобретение одного листа Франсуа Лемуана, происходящего из бывшей коллекции Филиппа де Шенневьера. Знаменитая французская коллекция, которая была распродана в начале 20-го века на парижских аукционах. Сейчас ее по мере возможности пытаются как бы реконструировать. Вот такой один рисунок всплыл здесь на рынке, мы его купили за государственные деньги. Но это не типичный случай.
- Давайте вернемся к выставке в Париже. Как придумывалась концепция выставки и какие работы поедут?
- Количество рисунков определялось исходя из площади зала. Мы сделали макет в масштабе и определили, что зал может вместить 26 работ среднего формата. А дальше надо было думать, какие отобрать произведения, чтобы дать хоть какое-то представление о коллекции, насчитывающей 27 тысяч листов. Было решено, что в этой миниатюрной модели русская школа получит больше мест (17), так как фактически она количественно преобладает в собрании: 15 тысяч единиц хранения из 27 тысяч. К тому же мы думали, что полезно будет какие-то имена русских художников, не столь известные во Франции, лишний раз на свет предъявить. Хотя там есть и знаменитые художники, вроде Малевича, Кандинского, Шагала, которые не нуждаются в представлении.
А западные школы - Италия, Германия, Голландия, Франция - будут представлены 9 рисунками, принадлежащими разным эпохам, от XVI века до XX: Пармиджанино, Бальдунг Грин, Бернини, Экхаут, Патер, Грёз, Менцель, Пехштейн, де Кирико. Все эти листы относятся к первому ряду, это лучшие рисунки.
- По вашему мнению, из этого микропредставления коллекции Пушкинского, что больше всего может удивить западного зрителя?
- Трудно сказать. Смотря, какого зрителя. Я думаю, что здесь важен месседж - что в Пушкинском музее есть большой фонд рисунков разных национальных школ. И в каждом разделе есть, что показать. Но русских художников французы знают меньше, наверное, кого-то это в большей мере заинтересует, как более свежий материал. В данном случае у нас не было задачи поразить воображение западного зрителя, скорее, мы хотели его немного заинтриговать. Сейчас мы думаем о выставке листов на сто в Париже в будущем. Не буду раскрывать то, что еще не является официальной информацией, но мы думаем о большой выставке. И суть в том, что относительно скромная по масштабам экспозиция в рамках Салона станет как бы преамбулой к каким-то будущим более крупным проектам, но уже на музейной территории.
- Рисунки из собрания собираются еще путешествовать по миру в ближайшее время?
- На выставку коллекции Щукина, которую вы упоминали, и которая будет в Париже осенью, мы даем пять гуашей Пикассо.