Принцип прост: регистрируешься на www.dovezu.ru, указываешь необходимый маршрут и ждешь, когда с тобой свяжется добрый водитель. Лучше привязать к просьбе фотографию - опытные пользователи утверждают, что приятное лицо на аватарке ускоряет поиск попутчика раза в два-три. Можно договориться сразу о регулярном подвозе. "Я так вообще мужа нашла, - делится в комментариях пользователь с ником Счастливая. - Полгода возил меня от "Домодедовской" в Новогиреево, а в августе у нас свадьба!"
Не хотите заводить личный кабинет и заморачиваться с фото? Есть вариант поискать попутчика среди уже имеющихся предложений. Здесь, правда, возможно разочарование - не факт, что в базе портала найдется совпадающий с вашими пожеланиями маршрут. Например, по запросу "Химки - улица Правды" на нужное мне время нашлось только два варианта: Саша на "КИА" готов подвозить до метро "Тимирязевская" и Илья на "Логане" - до "Белорусской". В первом случае до Правды - еще две остановки на метро, во втором - 20 минут пешком.
Удивительно, но в наше время еще остались водители, которым деньги попутчиков не нужны. "Мне скучно в дороге, - признался Саша на "КИА", с которым я таки поехала до "Тимирязевской". - Радио нагоняет на меня сон, поэтому лучший способ скоротать время в пробке - разговорчивый сосед". Менеджер среднего звена Саша повесил объявление на "Довезу!" полгода назад. Попутчики подсаживаются к нему в среднем раз в две недели. Он не против того, чтобы подвозить кого-то на регулярной основе, но найти постоянного содорожника пока не получается. Почему - стало понятно довольно быстро: Саша без остановки курит в машине и даже на 200 метров не сворачивает с нужного ему маршрута. То есть садиться и выходить из машины нужно строго по пути его следования.
Бесплатно готовы брать попутчиков и начинающие водители, которым в одиночестве за рулем пока некомфортно. Распознать новичка просто - он сразу оговаривает бесплатный проезд в объявлении. К примеру, в начале марта из Долгопрудного в бизнес-центр на Новорижском шоссе стал ездить 23-летний Денис. "Денег не надо!" - гордо значится в объявлении. На вопрос, в чем его выгода, отвечает честно: "Практика небольшая, мне спокойней, когда рядом кто-то сидит". Зато у Дениса есть бонусы: он готов выезжать из дома на полчаса раньше, чтобы забрать попутчика из дома. Впрочем, постоянно работать подвозчиком незнакомых людей Денис не собирается - как только наберется достаточного водительского опыта, благотворительность закончится.
Однако подавляющее большинство завсегдатаев "Довезу!" на попутчиках все же пытаются заработать. Но берут куда дешевле, чем официальные такси или бомбилы, пойманные "с руки". У первых поминутная тарификация и поездка из Химок до "Речного вокзала" в час пик может обойтись и в 1000 руб. У вторых твердая такса - 500 руб. независимо от загруженности дорог. Разовые услуги попутной машины на этом маршруте обходятся в 150 руб. Илья на "Логане", который готов был подбросить меня до "Белорусской", просил 250 руб. за одну поездку или 3 тыс. руб. - за ежедневный подвоз в рабочие дни. "Это стоимость бензина плюс чашка кофе из автомата", - объяснил он расчет.
У попутного транспорта есть плюсы и помимо цены. Водитель не будет тянуть время в дороге, как это иногда делают таксисты, чтобы заработать побольше. Он знает пути объезда пробок по дворам и второстепенным дорогам. Но самое главное - попутка в отличие от общественного транспорта дисциплинирует. Это на автобус можно опоздать, зная, что через 15 минут придет следующий. Водитель попутки, которому нужно успеть к началу своего рабочего дня, ждать опоздавших не будет. Зато и ты на работу не опоздаешь.
Но есть и минусы. Надо быть готовым к тому, что водитель в дороге может курить или слушать музыку, которая тебе неприятна. А еще он может быть с похмелья, в плохом настроении или иметь агрессивную манеру вождения. И главное, с хозяином автомобиля придется общаться - отвечать на вопросы, поддерживать беседы о погоде, дорогах, парковках...
Кстати
В Московском регионе набирает популярность еще один электронный сервис по поиску попутчиков: www.poputchik.ru. Но ориентирован он в основном на разовые путешествия. За несколько дней до предполагаемой поездки нужно разместить на портале бесплатное объявление с указанием даты, маршрута и контактного телефона. В среднем на одно объявление приходится два-три отклика, причем чаще всего пользователи просят подбросить их не на работу в обход существующим маршрутам общественного транспорта, а в соседние регионы - в Санкт-Петербург, Тверскую или Калужскую области. Оплата фиксированная - половина стоимости расходов на бензин.
Какие преимущества есть у машин с тремя пассажирами?
"Карпулинг" - совместное использование частного автомобиля с помощью онлайн-сервисов поиска попутчиков - это распространенное во всем мире явление, которое в ряде стран пользуется поддержкой государства. Так, для карпулов во всех крупных городах США существуют отдельные ряды, куда допускаются только машины, на борту которых минимум три человека. Одиночек, вторгающихся в эти ряды, сурово штрафуют. Также в городах имеются остановки-стоянки для карпулов, где водители встречаются со своими попутчиками, перед тем как отправиться в путь.
Некоторые американские и европейские компании предоставляют специальные места парковки для своих сотрудников, прибывающих на работу по несколько человек на одном автомобиле. Зачастую для таких работников парковочные места - бесплатные. Более того, некоторые предприятия выдают своим штатным карпулам карточки на частичную оплату бензина и скидочные карты за замену шин. В частности, такие меры поощрения карпулинга практикуются в некоторых крупных частных компаниях Германии, Японии, США и Канады.
В ряде европейских стран запущены серверы и программы для мобильных телефонов, помогающие гражданам искать и находить попутчиков. Они бесплатны для пользователей, широко разрекламированы государством, и европейцы ими активно пользуются, так как для попутчиков траты на дорогу сокращаются в разы. Государства заинтересованы в таком роде кооперации граждан, так как она приводит к сокращению пробок на дорогах и вредных выбросов в атмосферу, а также значительно уменьшает износ автомобильных трасс.
Однако не все страны Европы склонны поощрять карпулинг. Так, например, в Финляндии поездки с попутчиками хотят ввести в некие законные рамки. В министерстве транспорта и связи Суоми готовится законопроект, который, по всей вероятности, затронет тех, кто на профессиональной основе занимается предоставлением поездок с попутчиками. Чиновники считают, что такие фирмы должны работать по правилам такси: платить налоги, отвечать за безопасность пассажиров.
"Мы должны быть уверены, что деятельность в сфере карпулинга не является заработком, который нигде не фиксируется", - говорят в министерстве. Скептики считают, что такой законопроект не сможет убить набирающий обороты в Финляндии карпулинг. А, наоборот, приведет к тому, что государство полностью потеряет контроль над путешествующими группами людей.
Подготовила Надежда Ермолаева