Организаторов интересовала эмоциональная оценка личного опыта. Большинство респондентов - 49 процентов - считают поведение госслужащих нейтрально-корректным. Однако 35,7 процента опрошенных заявили, что испытали отрицательные эмоции при личном общении с чиновниками. Чуть более 10 процентов отметили для себя доброжелательное и открытое к взаимодействию поведение собеседника от власти. У пяти процентов выявлены "крайне негативные установки".
- Причины неудовлетворенности действиями чиновников они связывают с их неприязненным и критичным поведением, - пояснил Александр Лабейкин. - А ведь для того, чтобы у человека осталось впечатление, что с ним поступили справедливо, иногда достаточно просто внимательно выслушать его.
Возможно, именно негативный опыт общения с местными представителями власти является главной причиной нежелания большинства орловцев обращаться к ним. Опрос показал, что жители глубинки больше доверяют федеральному центру, нежели своим чиновникам и депутатам. Ведь самым эффективным способом защиты прав орловцы назвали обращение к президенту страны. Обращение к губернатору или мэру они поставили на четвертое место - после обращений к омбудсмену и правоохранительным органам.
Впрочем, и чиновники оказались не самого высокого мнения о жителях. Им задали схожий вопрос: "Как Вы оцениваете типичное поведение граждан, обращающихся в органы власти, исходя из опыта Вашей профессиональной деятельности?". Более 32 процентов считают, что посетители всегда настроены критично по отношению к ним. Нейтрально-корректным поведение жителей области назвали 27,4 процента чиновников, безразличным - 10,5 процента. И лишь чуть менее 30 процентов служащих "рассматривают граждан в качестве активных субъектов социальных взаимодействий".
По словам Александра Лабейкина, исследование выявило значительное несовпадение мнения рядовых жителей и служащих по многим вопросам.