Новости

24.03.2016 14:37
Рубрика: Общество

Тянут резину

Крымчане с трудом привыкают к цивилизованной утилизации автошин
Шины режут на "чипсы", а потом измельчают на резиновую крошку. Фото: Марина Резникова/ РГ
Шины режут на "чипсы", а потом измельчают на резиновую крошку. Фото:
Несмотря на то что Крым - курортный регион, стихийные свалки автопокрышек можно встретить и на городских окраинах, и в заповедных лесах, и на живописном морском побережье. Между тем в республике функционируют несколько частных предприятий по утилизации автошин, которые научились зарабатывать деньги с пользой для окружающей среды.

"Чипсы" из покрышек

Сегодня ни для кого не секрет, что бывшие в употреблении автошины могут использоваться повторно для различных производственных нужд: изготовления резиновых покрытий стадионов и детских площадок, в качестве добавок в асфальтобетонные смеси, при производстве печного топлива. Но в Крыму по сравнению с другими регионами России деятельность фирм, занимающихся подобной переработкой, пока не пользуется большим спросом.

Производственные мощности предприятия "КрымЭкоПлитка" располагаются сразу в двух городах полуострова: в Симферополе шины режут на "чипсы", а в Керчи их перерабатывают в резиновую крошку. Из нее изготавливают резиновые покрытия различной толщины и плотности. В миксерах крошка смешивается с клеем, после чего заливается в формы и накрывается пресс-досками. Последний этап производства - "выпекание" резиновых плит в печи.

- Наше предприятие открылось не так давно, и по полному циклу мы еще и года не проработали, - говорит руководитель отдела по продажам "КрымЭкоПлитки" Дмитрий Цепа. - Используем резиновую крошку для изготовления плитки, резиновых матов и бесшовных покрытий. Можем сделать резиновые покрытия любой плотности - от 800 до 1500 килограммов на квадратный метр. В зависимости от этого крошка будет крупно- или мелкозернистая. Если, скажем, планируем детскую площадку, то производим плитку с максимальной травмобезопасностью, используя крупную фракцию крошки, и тогда покрытие получается более мягким. Если же требуется покрытие площадки для игр с мячом, для штангистов, где повышенный износ, а ударопоглощение минимальное, применяем более мелкую крошку.

Все популярнее становятся резиновые маты: если ранее поступали индивидуальные заказы на небольшие партии, то теперь их покупают десятками и сотнями квадратных метров. Резиновое покрытие используется не только в спортзалах - оно требуется при монтаже пандусов и даже для пола животноводческих ферм. На нем скотина не травмирует себе копыта и лежать ей не холодно. На материке такие покрытия на фермах очень распространены, а в Крыму у животноводов пока есть более насущные заботы.

Покатался - заплати

Как ни странно, услуга утилизации автопокрышек платная. За переработку тонны изношенной резины у вас попросят 2000 рублей.

- Для многих людей это разрыв шаблона. Как так? Отдавать покрышки - и за это еще платить? - говорит Цепа. - Приучаем людей к тому, что мусор - это имущество, а просто так выбросить его на контейнерную площадку нельзя. У шин есть металлический корд, который может повредить ножи мусоровозов-миксеров. Сейчас проводим акцию и не берем с частников деньги, но всем объясняем, что это платная услуга. На материке многие шиномонтажки взимают с автовладельцев 50 рублей за утилизацию одной покрышки.

Впрочем, не забывают предприниматели и о социальной, вернее, экологической ответственности бизнеса: планируют проводить субботники совместно с администрацией Симферополя.

- Хотим договориться с властями, чтобы всю резину, "добываемую" на субботниках, отвозили не на свалку, а в наш цех, - отмечает Цепа. - Например, на субботнике в горсаду мы собрали несколько сотен шин. Кроме того, ведем переговоры об использовании резиновой крошки при производстве асфальта.

Платный пиролиз

Другая крымская компания - "Крым-ЭкоГидротех" - изготавливает из автопокрышек печное топливо.

- Принимаем шины на утилизацию по четыре рубля за килограмм, - пояснили в компании. - У нас есть пункты в Симферополе, Севастополе, Феодосии. На специальной установке после сжигания шин получается пиролизное печное топливо.

Переработкой шин занимается и компания "Ртутная безопасность", представленная, помимо Крыма, еще в шести регионах юга России. На полуострове ее машины каждый месяц собирают около 20 тонн покрышек.

- 20 тонн - это, конечно, очень мало, - говорит директор "Ртутной безопасности" Александр Нечаев. - Для сравнения, в Краснодарском крае за месяц собираем 150 тонн. Думаю, крымчане еще не привыкли к сортировке мусора и к тому, что нельзя выбрасывать покрышки на свалку. Свалки сейчас перестали принимать промышленные отходы. А шиномонтажки очень редко сдают шины: с людей они берут деньги за утилизацию, но куда их девают - большой вопрос. Мы берем за утилизацию немного - 4000 рублей за тонну, но люди все равно ищут другие варианты.

В отличие от Крыма, в Краснодарском крае шиномонтажки активно берут покрышки на утилизацию. После переработки все тем же пиролизным методом из них производят печное топливо, вязальную проволоку и технический углерод, которые компания продает промышленным предприятиям.

- Все фирмы проводят утилизацию платно, так как само производство очень затратное, не получается сработать в ноль, - говорит Нечаев. - А покрышки мало того, что наносят вред экологии, так еще и очень пожароопасны. Если резина загорится, она подожжет всю свалку. Покрышку очень сложно потушить, потому что там есть проволока, которая разогревается и снова поджигает ее изнутри.

Комментарий

Игорь Михайленко, первый заместитель министра экологии и природных ресурсов Крыма:

- Утилизация шин - нужное и важное дело, так как они не должны свозится на полигоны ТБО. Пока многие предприятия накапливают шины на своей территории, так как, по нашим данным, в Крыму нет компаний, занимающихся их переработкой. Министерство ЖКХ республики разработало проект программы обращения с отходами. В ней предусмотрено строительство на территории Крыма трех комплексов по переработке использованных автомобильных шин. Один - в районе Симферополя, другой - в Керчи, третий - возле Евпатории и Сак. Они будут перерабатывать шины на резиновые покрытия, для добавления в бетонные смеси. Планируется, что эти предприятия заработают в 2017 году.