На территории поселка Утес располагается объект садово-паркового искусства "Карасан" и одноименный санаторий. В разные годы в парке было построено жилье для сотрудников курортного учреждения. Некоторые семьи живут на его территории десятилетиями - сменилось уже по пять поколений. В украинские 2000-е парк был продан ЗАО "Карасан" за 5,5 миллиона гривен. С тех пор начались злоключения местных жителей, которых принудительно выселяют из собственного жилья.
Ключевой вопрос - в чьей собственности находятся дома на территории санатория. Как утверждает председатель правления ООО "Карасанский" Анатолий Середюк, они входят в целостный имущественный комплекс здравницы. С этим не согласны жители домов, заявляющие, что недвижимость находилась в госсобственности, и их слова подтверждаются решением Алуштинского городского суда от 25 июля 2014 года.
Собственники санатория утверждают: расположенные на его территории дома являются аварийными, непригодными для проживания и не подлежат капитальному ремонту. Акты обследования с привлечением СЭС Алушты, МЧС, ЖКХ и представителей собственника подтвердили аварийное состояние помещений. Но, по словам местных жителей, снос, а вернее, слом крыш и стен домов начался гораздо раньше - еще в 2008 году. А чтобы здания стали непригодными для проживания, неизвестные люди отключали в них свет и воду - именно так обошлись с жилищем Натальи Якименко.
- Мой дом умышленно повредили так, что в нем невозможно стало жить, затем отрезали воду и свет, - говорит Наталья Якименко, которая с 2008 года вынужденно проживает в монастыре в Москве.
Было снесено и общежитие на территории "Карасана". Как рассказывает один из его жильцов Александр Курис, общагу снесли, когда его не было дома.
- Я был официально прописан в общежитии, уехал на материк в командировку, - говорит Александр. - А в это время к моему дому пригнали экскаватор и без решения суда снесли его. Не было ни правоохранителей, ни представителей органов власти. Настоящий произвол - меня лишили конституционного права на жилье. Непонятно даже, что стало с вещами - по одной версии, они перенесены в другое общежитие, по другой - на склад.
В итоге из 16 домов, находившихся на территории "Карасана", пригодными для проживания остались три. Жильцы некоторых домов были расселены в квартиры, приобретенные в Алуште, но так повезло далеко не всем. Как утверждает Наталья Якименко, ей не предлагали ни денежную компенсацию, ни квартиру.
В такой же ситуации и Луиза Горшкова, дом которой частично развалили. Чтобы не допустить женщину к ее жилью, злоумышленники взорвали железобетонный мостик. И теперь Луизе и ее дочери приходится перебираться через канаву глубиной полтора метра или пролезать через дыры в заборе.
- Нас "прессовали" каждый день, - жалуется женщина. - В 2008 году начали ломать дом. Сказали - пишите заявление о выделении квартиры в Рабочем Уголке. Мы были совсем не против вселиться в нормальное жилище, но вскоре стало ясно, что в Рабочем Уголке новый дом не будет строиться. Наше жилье, в котором я прожила 33 года, не было аварийным. Но нам отрезали воду и свет, вынудили выселиться, причем мы даже не смогли забрать свои вещи.
Для рассмотрения обращений граждан в сентябре 2015 года на место выезжала комиссия Совета министров РК. "Установлено, что отказ от квартиры или денежной компенсации ни гражданкой Якименко Н. П., ни другими жильцами письменно не оформлялся. Также отсутствует письменное уведомление о предоставлении в собственность квартиры или денежной компенсации для приобретения жилья, - говорится в письме Совета министров РК за подписью вице-премьера Евгении Бавыкиной. - Данная работа осуществлялась комендантом ЗАО "Санаторий "Карасан" в устной форме".
Всем, кому не выделили компенсацию или новое жилье, администрация санатория предлагает другой вариант - поселиться в новом общежитии гостиничного типа. Местные жители не соглашаются менять свое комфортное жилье на комнаты в общаге и делить их со строительными бригадами и обслуживающим персоналом санатория. К тому же в здании, построенном недавно, по стенам уже пошли трещины, местами протекают трубы.
- Нас выселили через суд, - говорит Екатерина Тимошенко. - На десять человек предлагали трехкомнатную квартиру в Алуште, а в итоге дали четыре комнаты в общежитии.
- В общежитии мы бесправны, ведь оно частное. Завтра придет другой дядя и просто выселит нас, потому как никаких прав на это жилье у нас нет, - отмечает Луиза Горшкова. - Здесь живут те, кто смирился со своим бесправием.
В 2013 году территорию санатория выкупила компания "Лендвест Лимитед", юридический адрес которой в Белизе - в Центральной Америке. Земельный участок был продан вместе с жилым фондом. ЧАО "Санаторий "Карасан" ликвидировали, вместо него создали ООО "Карасанский", которое не является правопреемником упраздненного ЧАО. Но в соответствии с украинским законодательством, действовавшим на тот момент, при ликвидации предприятий жилищный фонд, находившийся в их ведении, должен был передаваться в коммунальную собственность.
Еще в феврале 2014 года прокуратура Автономной Республики Крым оспорила в Киевском хозяйственном суде приватизацию земельного участка "Карасана" площадью почти 20,6 гектара, из которых 18 являются землями природно-заповедного фонда. Суд постановил отменить решение Совета министров РК от 2003 года о продаже участка, отменить госакт на право собственности на землю. Это решение было подтверждено в апелляционном суде Киева в том же году.
Выход из ситуации местные жители видят в передаче их домов в ведение алуштинских властей, благодаря чему они смогут получить жилье в собственность. Но местные чиновники предпочли сделать вид, что они ни при чем в этом конфликте.
"В 2010 году директору ЗАО "Санаторий Карасан" вынесено предписание об устранении нарушений закона с требованием неотложно решить вопрос о передаче в коммунальную собственность Партенитского поселкового совета жилых домов, - сообщил людям глава администрации Алушты Игорь Сотов. - Данное постановление не было исполнено ввиду отсутствия некоторых из указанных жилых домов, ранее признанных аварийными и демонтированных".
- На момент сноса наши дома входили в государственный жилой фонд, который принадлежал фонду госимущества, - говорит Александр Курис. - Его правопреемник - министерство имущества и земельных отношений РК. Это имущество - собственность Республики Крым. То есть фактически снесено жилье, принадлежавшее государству. Значит, выход только один: министерство должно подать в суд на ЗАО "Карасан" и вернуть государственное имущество.
- Почему государство не может забрать свои дома? - возмущается местный житель Анатолий Белоус. - Нам сказали - ответчика нет, он за границей. Такое ощущение, что идет тихий саботаж. Не дают ходу нашим обращениям. В итоге мы в XXI веке чувствуем себя крепостными.
Из письма Совета министров РК депутату Госдумы РФ Сергею Железняку, к которому за помощью обратились жители Утеса:
"Право собственности на земельный участок санатория "Карасан" и жилые дома принадлежит Республике Крым, но зарегистрировано на третье частное юридическое лицо и не отменено в установленном порядке. Членами комиссии принято решение подготовить ходатайство на имя главы Республики Крым Аксенова С. В. о рассмотрении возможности возвращения в государственную собственность РК целостного имущественного комплекса "Санаторий "Карасан" в судебном порядке. Заместитель председателя Совета министров Республики Крым Е. Бавыкина".
К аналогичным выводам пришла и прокуратура РК, которая отметила, что к полномочиям министерства имущественных и земельных отношений отнесено право в судебном порядке расторгать сделки приватизации в отношении имущества, находящего в собственности Республики Крым.
Анатолий Середюк, председатель правления ООО "Карасанский":
- Акционеры решили переселить всех проживающих на территории санатория в собственное жилье. При этом людям предложили выбрать наиболее удобный для них вариант: получить новую квартиру в собственность в новом доме в Алуште с учетом норм жилищного законодательства или денежную компенсацию на самостоятельное приобретение жилья. Всего акционеры приобрели и передали в частную собственность шесть трехкомнатных, пять двухкомнатных и восемь однокомнатных квартир. А пяти семьям были выплачены деньги.
Дом Луизы Горшковой разрушили, чтобы признать его аварийным.